Почему Монтессори-педагогика приобретает важное значение в современном мире?

В современной науке последнее время все чаще подтверждаются идеи о влиянии среды на воспитание человека, на формирование характера, его моральность. В генетике бытует мнение, что в человеческих генах нет предопределенности, а есть только предрасположенность к болезням, чертам характера, внешним признакам, талантам и т.д. Окончательное развитие тех или иных качеств (генов) зависит от среды, в которой ребенок растет, от кого, какие стимулы есть в этой среде, и соответственно, чем больше разнообразных стимулов имеет ребенок в нужное ему время, тем больше его качеств разовьется в жизни. Эта идея одними учеными сейчас активно поддерживается, другими оспаривается, была принята, развита и использована в научной педагогике Марии Монтессори, итальянского врача и психолога, которая более ста лет назад работала над созданием детского обучения нового типа.

 

Среде М.Монтессори придавала основное значение в своей системе. Стимулами, побуждающими ребенка развивать себя, в ней являются Монтессори-материалы. Они совершенно разные по форме, применению, но суть у всех одна: привлечь ребенка, дать ему возможность развить в себе определенный навык и умение именно в то время, когда потребность в этом у ребенка высока, и дать возможность ребенку проверить себя самому. В разное время дети тренируют разные навыки в своем собственном ритме,  в нужное время, определенное индивидуальным планом развития, заложенном природой в каждом. При этом Монтессори-материалы не просто разнообразные, они четко распределены по зонам обучения (навыки самообслуживания, моторика, сенсорика – развитие органов чувств, математика, окружающий мир, письмо и чтение, творчество), выверены с точки зрения их способности тренировки тех или иных навыков, их взаимодействие с ребенком и конечный результат проверены длительным наблюдением в группах детей.

 

Что является важным отличием для современных детей в Монтессори-педагогике от традиционной? Как часто наши дети не хотят учиться в обычных детских садах и школах, мы заставляем их, стремимся, чтобы они рано приобрели навыки чтения, письма, счета. А в результате дети теряют полностью мотивацию к самостоятельному обучению и не знают себя, чем им хотелось бы заняться в жизни. В Монтессори-методике отсутствует авторитарное давление на ребенка, а присутствует вера в то, что каждому ребенку от природы дано быть талантливым и успешным человеком. Нужно только помочь ребенку построить себя самому. Как? В Монтессори- классе дети сами выбирают для себя деятельность, они работают с материалами самостоятельно. Педагог только организует самостоятельную работу детей, показывает, как работать с тем или иным материалом, заинтересовавшим ребенка,  помогает сосредоточиться на выбранной работе, наблюдает и анализирует достижения ребенка и ведет его к развитию других, новых навыков, когда приходит время. Так сохраняется в детях собственная мотивация к обучению, им интересно, и такой характерный возглас трехлетних детей «Я сам» продолжает жить дальше долгие годы, получая все новые и новые навыки и подтверждения собственной умелости и успешности.

 

Еще одним отличием Монтессори-педагогики являются разновозрастные группы. Зачем? Обучение становится более полноценным, а также тренируются социальные навыки. С одной стороны материалы в классе представлены для разного возраста и уровня развития детей и каждый выбирает то, что ему необходимо развивать в себе в данный момент. То есть процесс обучения не тормозится, а с другой стороны старшие и младшие учатся помогать друг другу, тренируя в себе заботу, внимание к другому, умение общаться. Младшие, наблюдая за старшими, проявляют интерес к более сложным упражнениям. Старшие, помогая младшим работать с материалом, оттачивают свои навыки. В группе формируются очень тесные дружеские отношения.

 

Учимся писать и читать

Считается, что речь появляется тогда, когда появляется осознание, когда уже есть понимание слова. Именно на этой стадии складывается членораздельная речь, которая позднее станет средством выражения мыслей.

Устная речь развивается до 3-х — 3,5 лет. Затем на базе устной формируется письменная речь (с 3,5 лет). И по мере овладения новыми навыками, осознанием, расширением памяти, развитием интеллекта и необходимых механизмов ребенок начинает читать (с 4,5 лет). В Монтессори – среде это происходит непринужденно, без заучивания и натаскивания, как в традиционной системе. Ребенок сам делает открытия, а педагог умело подталкивает его и предоставляет необходимое – доброе отношение, материалы и способы работы с ними.

 

Уникальный метод

Суть Монтессори-метода: помочь ребенку развиваться оптимально. Мы не ставим целью ускорить развитие детей. У каждого ребенка есть свой индивидуальный план, на который ориентируется Монтессори-педагог и старается сделать так, чтобы ребенок развивался наилучшим для себя образом, а самое главное, рос счастливым.

 

У Монтессори-педагогики есть сторонники, есть и противники. Однозначно одно, эта система заслуживает пристального внимания и изучения ее родителями при выборе метода обучения маленьких детей. В ней есть стройность, последовательность и гармоничность, которые позволяют растить разносторонне развитых, самостоятельных современных детей, которым нравится учиться и преодолевать трудности.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>