Самостоятельность и дисциплина в свободе

Статья_Самостоятельность и дисциплина в свободе_фото

Желание быть независимым – одно из самых сильных чувств ребенка. Разумеется, ребенок нуждается в нашей помощи и руководстве, но у него есть огромное желание делать что-либо самостоятельно и так долго, как он этого желает.

Для нормального роста и развития, а значит, для жизни самостоятельность и свобода необходимы ребенку так же как любовь, свежий воздух и молоко. Если ребенку не предоставлять свободу, он в самом деле может умереть духовно или оттаивать долго-долго.

Принцип свободы один из главных в Монтессори-группе. Дети свободно выбирают себе работу — обучающее занятие — основанное на их актуальном сенситивном периоде.

В Монтессори-группе детям предоставляется свобода во время любых занятий:

— свобода выбора материала,

— свобода выбора времени и продолжительности работы с материалом,

— свобода выбора места для работы с переносным материалом,

— свобода выбора партнера или партнеров,

— свобода общения с учителем, другими детьми и взрослыми.

Но свобода не означает полной вседозволенности, здесь действует принцип свободы в заданных границах.

«Раз дисциплина основана на свободе, то и сама дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Обычно индивид считается дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным как паралитик. Но это личность – уничтоженная, а не дисциплинированная.

Мы называем человека дисциплинированным, когда он владеет собою и умеет сообразовать свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому правилу. Это понятие активной дисциплины.

Свободе ребенка должна полагаться граница в коллективном интересе, а форма ее – то, что мы называем воспитанностью. Следовательно, мы должны подавлять в ребенке все, что оскорбляет или неприятно действует на других или что носит характер грубого или невежливого поступка. Но все остальное – каждое проявления, имеющее полезную цель, — каково бы оно ни было и в каковой бы форме не выражалось, не только должно быть дозволяемо, но и должно стать объектом наблюдения для воспитательницы.

Наша цель – дисциплинировать для деятельности, для труда, для добра, а не для неподвижности, для пассивности, для послушания» (М. Монтессори).

В Монтессори-группе существует обязательное для всех правило: «Пользуйся всеми свободами, но не мешай другим».

Для ребенка свобода – это средство развития внутренней самодисциплины.

Взрослые встревожатся, как же ребенок поймет, что не все бывает как хочется, как он научится себя ограничивать. Самое удивительное, что когда никто не контролирует тебя, ты вынужден контролировать себя сам. Правда такое понимание возникает не сразу – через несколько лет. А пока ученики еще маленькие, им в этом помогают среда и уклад жизни в Монтессори-группе. Бессловесные вещи и течение времени воспитывают в ребенке те самые качества. Стоящие на полках красивые коробочки, кувшины и колбы приглашают обращаться с ними исключительно аккуратно — жаль разбивать такую красоту. Каждый предмет, находящийся в единственном экземпляре зовет: выбери меня, но в то же время напоминает, если уже кто-то другой меня выбрал, тебе придется подождать. И кстати не забудь убрать меня на место! Или вот мебель: хочешь, переставляй, как тебе удобно, только другим не мешай. Так из ежедневных свободных действий возникает спонтанная дисциплина. Дисциплина активного свободного действия, а не пассивная дисциплина подчинения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>