Монтессори-методика

Для чего необходимо дошкольное развитие, тем более раннее развитие ребенка? У ребенка до 6 лет существует «впитывающее сознание» — особый механизм познания окружающего мира. Ребенок впитывает все из среды, которая его окружает, как губка, без оценки и, не затрачивая на это усилий. Благодаря этому удаётся за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объём знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы. Это означает – чем раньше мы начнём работу по обучению ребенка, тем выше потенциальный уровень его интеллекта. Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых — просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого очень важно создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме.

Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип Монтессори-педагогики: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метода знаком многим: «Помоги мне сделать это самому». В группах Монтессори ребенок учится, в основном, самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды — Монтессори-материалов. В Монтессори-материалах заложена возможность самообучения, а также самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль учителя состоит не в обучении, а в презентации, как правильно работать с материалом, в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.

Еще одна ключевая особенность Монтессори-педагогики: дети занимаются в разновозрастных группах. В одном Монтессори-классе рядом работают 3-летний и 5-летний малыш, они не мешают, а наоборот, помогают друг другу. 3-х летка учится у старшего, а 5-летка оттачивает свои навыки, объясняя малышу (часто руководитель класса привлекает старшего ребенка показать что-то младшему), а также тренируется в социальных навыках – забота о младших, терпение, лидерские качества.

Таким образом, развивается не только интеллект ребенка, но также и его нравственное чувство, необходимое в жизни в обществе и в становлении личности.

Монтессори-класс для детей 3-6 лет включает в себя несколько особо выделенных зон:

Зона практической жизни: ребенок учиться самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть, чистить перемешивать, вырезать, раскрашивать, рисовать и т.п. Здесь дети учатся концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений, овладевают своим телом. Забота о себе и окружающей среде повышает самооценку ребенка, он чувствует себя нужным и уверенным в себе членом своего сообщества детей. Работа в этой зоне косвенно подготавливает ребенка к работе в зоне математики и русского языка.

Зона сенсорного развития: изучение окружающего мира (различать высоту, длину, вес, цвет, размер, температуру, вкус и др. свойства предметов). Здесь дети работают с предметами, изучая их свойства. Происходит утончение органов чувств ребенка. А так как через органы чувств мы познаем окружающий мир, то утончение их приводит к распознаванию оттенков и нюансов этого мира, позволяет получить ребенку богатый сенсорный опыт и, соответственно, лучше развить свой разум, создавая ему массу впечатлений. Работа в этой зоне также готовит ребенка к материалам математики и русского языка.

Зона математики: когда ребенок подходит к освоению математики в Монтессори, ему открывается удивительный мир материализованных абстракций: когда он может повертеть в руках тысячу, сотню, десяток, единицу; понять, как измеряется длина на числовых  штангах или учиться сложению, вычитанию, умножению и делению на специальных числовых марках.  Разум ребенка развивается с возрастом от конкретного к абстрактному, и в классе Монтессори ему легче всего постигнуть математические величины и процессы, работая с ними, как с материалами, которые приятны на ощупь и столь красивы. Это самая любимая зона детей в Монтессори-классе.

Зона русского языка: работая с материалами в этой зоне, дети учатся писать, читать, излагать свои мысли в маленьких рассказиках. Обогащается их словарный запас, речь становится правильной и красивой. Эта зона дает также понимание ребенку о функциях слов (глаголы, существительные) и их возможном применении в различных вариантах (синонимы, антонимы, мужской, женский и средний род, множественное и единственное число).

Зона естественных наук: география, биология, зоология, научные эксперименты и история: очень важные составляющие развития интеллекта ребенка. Неподдельный интерес детей к окружающему миру расширяется по мере освоения ими своего ближайшего пространства и их начинают интересовать дальние страны, история нашей культуры, знакомство с животным и растительным миром. Этот интерес реализуется работой с материалами этой зоны.

Ребенок сам выбирает зону и конкретный Монтессори-материал, с которым хочет работать. Ребенок работает в собственном темпе, повторяя упражнение столько раз, сколько ему необходимо, в методе Монтессори нет соревнования.

Задача Монтессори-учителя — помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Монтессори-учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми.

Монтессори-учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо.

Мария Монтессори подчеркивает наличие механизмов, которые обеспечивают ребенку возможность гармоничного развития.

  1. «Впитывающий разум». Можно сказать, что если мы, взрослые, приобретаем знания при помощи нашего разума, то ребенок впитывает их посредством своей психической жизни. У ребенка впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его. «Задача взрослых состоит не в том, чтобы обучать, но чтобы помогать ребенку в его работе над своим развитием. Было бы чудесно, если бы нам удалось – разумным обращением с малышом, пониманием его жизненных потребностей – продлить тот период, когда в нем действует впитывающий разум» («Впитывающий разум ребенка», Мария Монтессори). И, действительно, ребенку за первые несколько лет жизни удается овладеть таким количеством информации, так быстро и легко чему-то научиться, как больше не удается никогда. Можно привести пример с развитием речи.

Родной язык ребенка, который он слышит с момента появления на свет, впитывается им так легко, что ребенок усваивает даже грамматические конструкции языка. И никогда более, ни одному взрослому не удастся выучить чужой язык так быстро, овладев мельчайшими тонкостями конкретного языка, так быстро пополнив свой словарный запас.

  1. «Сенситивные периоды».Это такие периоды в жизни каждого ребенка, когда он учится чему-либо конкретному очень легко, овладевает навыками без особых усилий. Делает все с удовольствием и интересом. Сенситивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно. Поэтому эти периоды пропустить ни в коем случае нельзя. Ведь наверстать упущенное будет практически невозможно. Существует 4 основных сенситивных периода: сенситивный период порядка, движения, сенсорного развития и языка.
  2. «Поляризация внимания». Это исключительная концентрация внимания, которой способен достичь ребенок, попав в подготовленную среду и занимаясь с материалами, соответствующими его сенситивному периоду.
  3. «Человеческие тенденции». Человеческие тенденции представляют собой внутренний импульс для удовлетворения внутренних жизненных потребностей роста. Это естественный импульс, который руководит и подвигает ребенка (человека) на реализацию определенных действий, приносящих ему удовлетворение на индивидуальном уровне и на уровне, способствующем  развитию человеческого духа (все уровни потребностей).

Когда все вышеописанные нюансы педагогики Марии Монтессори слились воедино в окружающей ребенка среде, возник интересный эффект. В коллективе детей возникла спонтанная дисциплина. Дисциплина в обстановке свободы!

На сегодняшний день в мире эта методика является мощным движением взрослых навстречу действительным интеллектуальным потребностям ребенка и реализации его огромного творческого потенциала и соответствует гуманным принципам отношения к детям.

В Монтессори школе Марко-Поло проводятся регулярные семинары по методике, на которых можно досконально разобраться в принципах и нюансах метода Марии Монтессори и задать практические вопросы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>