Как Монтессори педагогика отвечает запросам сегодняшнего дня образованию детей?

В современном образовательном пространстве все чаще слышно беспокойство по поводу будущего наших детей. Речь о том, что современный подход к воспитанию и образованию детей в сочетании с бесконтрольным использованием гаджетов приводит к плачевным последствиям их обучения. Результаты этого процесса зачастую не удовлетворяют ни детей, ни их родителей, ни педагогов.
Одно из ярких коллективных мнений на этот счет было высказано в виде письма от 200 британских учителей и врачей в газету Дейли Телеграф, в котором были систематизированы и собраны основные проблемы, связанные с образованием и воспитанием. Письмо было опубликовано 4 года назад в 2011 году. Излагая кратно, суть резолюции письма было призывом ко всем заинтересованным людям и организациям:
— составлению плана совместной информационной кампании о выяснении подлинных потребностей детей;
— выявлению того, что именно определяет «качество ухода за детьми»;
— осознанию опасности потребительского стиля жизни, навязываемого экраном;
— созданию игровой учебной программы для детей в возрасте до 6 лет;
— созданию инструментов для формального образования, тестов и задач, свободных от давления на ученика;
— поддержке игр на открытом воздухе и связи с природой;
— запрету всех форм маркетинга, направленных на детей минимум до 7 лет.
Читая пункты этой резолюции, приходит в голову удивительный факт, что буквально все эти принципы сформулированы, отражены и реализованы с работе с детьми в методике Марии Монтессори вот уже более 100 лет как.
Что же конкретно имеется в виду? Как эти принципы учтены в монтессори-школах:
— Мария Монтессори с самого начала своей деятельности изучала потребности детей с помощью метода научного наблюдения. Многие, сделанные ею открытия, были позже подтверждены официальной наукой. Например, существование у ребенка особых сенситивных периодов, когда определенные навыки усваиваются легко, быстро и практически без усилий (например, родной язык), было открыто с помощью МРТ в 1996 году. Такие периоды были названы «окнами возможностей», которые действуют определенное время, а затем закрываются и эти же навыки ребенку приходится осваивать с большим трудом и затратами времени. То, чему ребенок научился в этот период, никогда не забывается.
— В качестве основной задачи и ответственности родителей и педагогов перед ребенком Монтессори считала обязанность вырастить ребенка самостоятельной, независимой личностью. Жизнь ребенка она рассматривала, как шаги к обретению этой независимости (обрезание пуповины, первые шаги, слова, обучение чтению и т.д.). И «качеством ухода» является по ее словам обеспечение взрослыми возможности для ребенка делать эти шаги в свое время и в своем темпе, а также устранение препятствий на этом пути.
— Деятельность ребенка в Монтессори-школах – это не только обучение, но и обязательно уход за окружающей средой, способность приносить реальную пользу (создавать порядок и поддерживать его) не только для себя, но и для других членов сообщества (навыки практической жизни). Дети делают это с удовольствием, для них нет ничего интересней, чем выполнять «взрослую» работу.
— Все материалы в Монтессори-среде несут в себе развивающую цель, дарят ребенку ключ к культуре человечества, подчинены логике и последовательности перехода от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, красивы и экологичны. Все они вместе в своей последовательности и организованности были разработаны с научным подходом Марии Монтессори и действуют весьма успешно, как программа развития ребенка от 1 до 3, от 3 до 6 и от 6 до 12 лет.
— «Инструменты, свободные от давления на учеников» в этих школах – это, так называемый, «контроль ошибок» , заложенный в большинстве материалов, как их свойство, позволяющий ребенку проверить себя самому без помощи учителя, тем самым сохраняя ориентацию не на внешнюю оценку себя, а на объективную реальность среды.
— В этих школах всегда, когда позволяют условия, создаются сады, фермы и огороды, где дети проводят очень много времени, выращивая самостоятельно растения, ухаживая за животными и тем самым сохраняя свою связь с природой и получая знания об окружающем мире, азы ботаники и зоологии.
— Акцент в Монтессори- подходе – это реальная деятельность в мире, не игровая, обучающая и развивающая ребенка, по настоящему готовящая его к жизни. Часто про Монтессори так и говорят – «образование для жизни», собственно, что и должно быть целью всех образовательных и воспитательных процессов в мире.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>