Стили семейного воспитания: виды, последствия и советы психологов

Стили семейного воспитания

Среди базовых выделяют несколько стилей, классификация которых опирается на уровень эмоционального принятия своего отпрыска родителями, степень их контроля над ним.

Демократический, авторитетный стиль

Родители в семье являются лидерами, поскольку обладают авторитетом. Между старшими и младшими развиваются теплые эмоциональные отношения, над детьми установлен четкий контроль. Главной заботой становится воспитание самобытной личности. Отсутствуют разговоры на повышенных тонах, физические наказания, действия воспитателей логичны, последовательны, ответственны. Члены семьи стараются договориться между собой.

Родители, действующие в этом ключе:

  • относятся к ребенку активно, доброжелательно;
  • адекватно оценивают его победы, неудачи, знают о возможностях;
  • глубоко понимают цели, мотивы поступков;
  • предполагают дальнейший путь развития чада.

Плюсом для детей, воспитывающихся в этом стиле является:

  • способность к самоконтролю, трезвая самооценка;
  • самостоятельность, ответственность за свои действия;
  • проявления инициативы, активность;
  • адаптивность и доброжелательные отношения со сверстниками;
  • наличие собственного мнения, уважение к чужому.

Авторитарный стиль

Взрослые считают, что они всегда правы. Личное мнение младших их не интересует. Ребенка тотально контролируют и подавляют силой, все решают за него, без его участия. Дети в такой семье не имеют личного пространства, их инициатива подавляется, компромисса в случае конфликта никто не ищет, главенствуют запреты и запугивания. При неудачах следует жесткое наказание, от продолжателя рода требуются только высокие достижения.

Минусы такого стиля проявляются уже в подростковом возрасте. Родительский авторитет падает, количество конфликтов возрастает, самые строгие средства воздействия утрачивают силу. Характер детей, воспитанных такой семьей, может развиваться в двух направлениях:

  1. Личность не имеет четкой жизненной позиции, собственного достоинства. Желания и устремления отсутствуют, решения безответственны.
  2. Появляются признаки деспотичности: циничное отношение к другим людям, ненависть и хамство по отношению к членам семьи, агрессивность.

Индифферентный стиль

Характерной чертой взаимоотношений является отсутствие теплоты, ребенком пренебрегают, что очень скоро сказывается на его психическом состоянии. В индифферентной семье дети растут замкнутыми, недоверчивыми, они ведут себя отчужденно по отношению к товарищам, у них повышен порог тревожности. Подростки безответственны, импульсивны, часто попадают в асоциальные группы.

Формирование личности может сложиться правильно, если ребенок попадает в благоприятную среду вне семьи. У него появляется возможность развивать свои творческие задатки, стать сильным, активным.

Либеральный или попустительский стиль

С любимого детища снимаются всякие ограничения. Родительское невмешательство в воспитание, дарование полной «свободы» приводят к развитию у индивида:

  1. Полной безучастности, неумения строить близкие отношения, душевной черствости, неспособности о ком-либо заботиться.
  2. Молодой человек «теряет берега» от вседозволенности, не держит слово, врет. Хамство, вороватость и распущенность не считаются ущербным качеством.

Обратите внимание
На формирование личности ребенка оказывает влияние не столько неправильный стиль воспитания. Любая типология представляет обобщенное представление о том, какие ценности проповедуют семьи и какими могут быть отношения внутри них

Основой взаимодействия с детьми является уровень авторитета взрослых. Истинный авторитет начинает строиться по крупицам еще с того момента, когда дитя «лежит поперек лавки». Контакт сам собой не возникает, его нужно выстраивать.

Плюсы такого воспитания

Безусловно, первым положительным итогом такого стиля станет дисциплинированность и ответственность за свои действия. Такие дети вырастают послушными. Так сказать, роботы, которым дали команду, и они ее выполняют без всяких пререканий.

Второй плюс выражается в том, что такие дети в совсем раннем возрасте не станут искать решения по какому-либо поводу, что не позволит произойти нервному срыву.

И третье положительное влияние авторитарного воспитания — это то, что такой ребенок будет чувствовать себя в безопасности рядом с родителями, ведь они точно знают, что необходимо сделать в той или иной ситуации.

Авторитарный стиль, или “Как я сказал, так и будет”

Геннадий Павлович П. руководит коллективом уже много лет. Как выбился в управленцы еще в советские времена, так и руководит. Понятно, что за столько лет стиль у него уже сформировался и изменениям не подлежит. А надо бы: Геннадий Павлович — из тех начальников, что свято верят в инструкцию из анекдота: “Пункт 1. Начальник всегда прав. Пункт 2. Если начальник неправ — смотри пункт 1”. Да-да, такие еще бывают. Неудивительно, что в коллективе у него текучка: приходят молодые, воспитанные в новом обществе, которые не боятся предлагать свои идеи и очень удивляются, когда сталкиваются с принципами начальника. Удивляются и уходят — к более лояльным руководителям. Задерживается в коллективе только основной костяк — люди, которые работают не один десяток лет и давно привыкли к закидонам Геннадия Павловича. И все бы хорошо, только этот костяк — почти сплошь пенсионеры. Современные методы продвижения им чужды — развития у компании нет, все идет по старинке. Дела у фирмы идут не очень.

Знаете таких Геннадиев Павловичей? Они встречаются и среди молодого поколения предпринимателей. Как правило, очень авторитарны, резки в суждениях, признают только собственное мнение. Не допускают ни малейших отклонений от инструкций, регламентов, уставов и заведенного в компании порядка. Трепетно соблюдают субординацию — с простым народом вольностей не допускают, не барское это дело. Вот парадокс: они не доверяют собственным работникам, но в то же время хотят, чтобы рабочие задачи выполнялись безукоризненно.

Плюсы авторитарного стиля

  1. Железная дисциплина. С диктатором не забалуешь: или ты выполняешь все его требования, или дверь на улицу открыта. Как правило, в таком коллективе махровым цветом цветут штрафы за малейшее нарушение. Тотальное подчинение делает сотрудников послушными и согласными на любое требование руководства.
  2. Четкость и прозрачность всех бизнес-процессов. Начальник-диктатор твердо знает, как и что происходит в компании на каждом этапе, какие задачи решаются и кто их выполняет.
  3. В кризисной или стрессовой ситуации сотрудники не растеряются, а будут четко выполнять приказы начальства — им не привыкать. При демократичном или либеральном стиле руководства такое осуществить сложнее: в случае форс-мажора и начальство, и работников может штормить, как корабль в непогоду. А это чревато наскоро принятыми и ошибочными решениями.

Семейные стили воспитания детей

Далее представлены основные стили воспитания детей. Каждый из них влияет на ребенка по-разному. Знание основных принципов этих стилей позволит подобрать оптимальный для конкретного случая и подстроить процессы, связанные с воспитанием, к особенностям определенной семьи.

Непосредственно перед тем как углубиться в теорию, уточним понятия.

Стиль – совокупность манер, методов, приемов деятельности.

Стиль воспитания – это совокупность манер, методов и приемов воспитания ребенка, взаимодействия с ним. Он может характеризоваться степенью контроля, опеки, заботы и другими критериями, например, теснотой эмоциональной связи между родителями и ребенком.

Семейное воспитание – собирательное название для процессов воздействия на детей со стороны родителей, прочих членов семьи. Цель этих процессов – достижение ожидаемых результатов в части формирования личности, характера, ценностей, жизненных ориентиров.

Какой стиль воспитания вы используете?
Авторитарный. Мои дети должны воспитываться в строгости. 0%

Либеральный. Мои дети не должны испытывать потребностей и вольны делать то, что им хочется делать. 25%

Опекающий. Я очень люблю и постоянно опекаю своих детей. 25%

Авторитетный. И я рад (рада), что именно его. 50%
Проголосовало: 4

Реальные примеры

Наиболее ярким примером ребенка, получившим авторитарное воспитание, является сам Адольф Гитлер. Его отец, уйдя в отставку со службы таможенника, оставил о себе нелестные отзывы, его характеризуют, как очень конфликтного и высокомерного человека.

Его тиранические наклонности заставили старшего сына, брата Гитлера, сбежать из дома. Сам же Адольф закончил с отличием школу в Ламбахе.

После бегства сына отец Адольфа стал муштровать его, что привело Гитлера к тем же мыслям о побеге, как и брата, но он не стал этого делать.

Однако свою ярость и борцовские черты он направил на формирования себя, как лидера. Уже в школе он сильно отличался от одноклассников, что видно даже по фотографиям. И, как говорил один из них, Гитлер был спокойным фанатиком.

Тиранический метод воспитания сказался на дальнейшей судьбе немецкого подростка, который в дальнейшем стал одним из самых ярких мировых диктаторов, погубившим миллионы человеческих жизней.

Еще одним мальчиком, который воспитывался в таком режиме, стал опять-таки немец. Это был Ганс Мюллер. Несмотря на то, что он был единственным ребенком в семье, держали его родители в строгой дисциплине. Любое нарушение правил каралось физически.

Авторитарное воспитание ребенка сделало его абсолютно неуверенным в себе, безынициативным, конфликтным, с заниженной самооценкой и очень враждебным. Четко проявлялись склонности к насилию.

По приказу родителей Ганс вступил в вооруженные силы нацисткой Германии и в национальную-социалистическую партию. В возрасте 25 лет его приняли в специальное подразделение, которое отвечало за охрану концлагерей «Мертвая голова».

Когда советская армия освободила Освенцим, к ним в руки попала вся документация, где были подробно описаны все злодеяния и ужасы, которые вытворял с пленными Г. Мюллер.

Авторитарный стиль воспитания

Для данного стиля характерна строгость родителей в отношении ребенка, контроль его действий. Родители в рамках авторитарного стиля самостоятельно решают, что хорошо, а что плохо для их чада. Для семей, в которых доминирует данный стиль, характерно насилие, подавление ребенка и его стремлений, мысль взрослых о недопустимости предоставления свободы выбора чаду. Они считают, что маленький член семьи должен жить так, как им кажется правильным.

Если говорить о ситуации просто, можно выразиться так: «Высокие требования в сочетании с игнорированием потребностей». Авторитарный стиль – это о жестком воспитании. Семья в нем принимает вид и форму буквально небольшой армии, где родители – строжайшие военачальники.

Какие могут быть последствия такого рода воспитания?

По причине того, что в случае с авторитарным стилем воспитания у детей практически отсутствует личное пространство, родители во всем контролируют их, ограничивают и заставляют жить «по накатанной», начинают формироваться негативные установки. Иногда дети, которые во всем подчиняются родителям, и вовсе сталкиваются с тяжелыми психическими последствиями.

Следствия преобладания авторитарно стиля для ребенка:

  • он не умеет принимать решения самостоятельно без «указки»;
  • у него нет собственного мнения, он привык руководствоваться тем, как и что «должно быть»;
  • у него складывается слабая жизненная позиция, возникает привычка подчиняться и делать так, как «нужно».

Иногда у детей, воспитывающихся в авторитарных семьях, формируется агрессивная, грубая личность. При этом свою агрессию они выливают сначала не на родителей, а на сверстников, друзей, животных. Они начинают считать, что грубость и доминирование с позиции силы – это нормально. Срываясь сначала на слабых или на почти равных, по мере взросления они начинают осознавать собственное, пусть и ложное, физическое и умственное превосходство над родителями. Доставаться начинает и им.

Последствия для личности вне зависимости от приведенных вероятных сценариев губительны. В первом случае общество получает безынициативного, неспособного самостоятельно мыслить и действовать человека, нуждающегося в шаблонах, помощи и «указках». Во втором высокой является вероятность того, что человек будет демонстрировать агрессию постоянно и во всем, что в худшем из стечений обстоятельств сделает из него преступника.

Как смягчить авторитарный стиль?

Склонность к контролю детей, желание направить их на верный путь – это норма. Но не в том случае, когда рамки контроля и наставлений переходят все разумные пределы. О вероятных проблемах рассказано в предыдущем разделе.

Вот 3 совета, как не перейти черту, за которой начинаются губительные для маленькой личности последствия:

  1. Знайте меру контролю. Вот пример: попросить дневник для проверки оценок – хорошо, лезть в портфель и рыться в нем – плохо.
  2. Не решайте за детей, как и кем им быть. Подсказывать, направлять, рассказывать о перспективах дела, профессии, увлечения – хорошо. Корить за то, что дети предпочитают рисование конструктору – плохо.
  3. Общайтесь с ребенком. Если помимо контроля, каким бы он ни был, а также «указок» в ваших с ним отношениях присутствуют только совместные приемы пищи, значит быть беде. Общение – верный мостик на пути к тому, чтобы дать маленькому члену семьи понять, что вы любите и цените его, что готовы общаться с ним даже вопреки желанию направлять и контролировать.

Считаете ли вы, что в вашей манере воспитания все хорошо?
Да. Мы счастливы с супругом (супругой), дети не жалуются ни на что. 33.33%

Иногда сомневаюсь и хочу что-то изменить, но это бывает редко. После прочтения статьи подумаю. 0%

Нет. Я хочу изменить стиль воспитания и буду прикладывать усилия. 66.67%
Проголосовало: 3

Гиперопекающий стиль семейного воспитания

При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии.  Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие. 

Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.

Каким вырастит ребенок при гиперопекающем стиле семейного воспитания

Ребенок растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, плаксивым. В последствии у него возникают трудности в социализации. 

Дети вырастают послушными, но в то же время неуверенными в себе, своих силах и возможностях, всегда будет бояться сделать что-то не так, ошибиться. 

Некоторые дети в подростковом возрасте будут стремиться вырваться из-под чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляя агрессию, становясь непослушными и своевольными. 

Гиперопека, контроль, ограничения и запреты разовьют у ребенка умение хитрить, обманывать и скрытность. Подростки будут использовать ложь, как средство самозащиты от родителей, постоянно пытающихся контролировать его личную жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от них. 

Последствия гиперопекающего стиля семейного воспитания — формирование зависимости от чужого, а также негативного влияния от других людей. Именно гиперопека виновата, что дети вырастают «маменькиными сынками».

Плюсы

На ребёнка не оказывается давления, ему не навязывают мнений и моделей поведения, его не наказывают, поэтому он чувствует себя достаточно комфортно. Насилием над личностью может считаться даже ранний подъём или нежеланная каша на завтрак.
С родителями можно обсуждать всё, что угодно, и это путь к установлению тёплых отношений. В такой семье царит стопроцентное доверие друг к другу, а к недостаткам и слабостям близких относятся снисходительно.
У детей есть право голоса и выбора. В обсуждении важных семейных вопросов ребёнок участвует наравне со взрослыми. И никто не заставляет его заниматься музыкой, если ему по душе кикбоксинг. В цепочке «родители-ребёнок» приоритетны интересы второго.
Дети, воспитанные в такой семье, весьма коммуникабельны, лишены стеснения, поэтому они часто бывают душой компании или принимают активное участие в выступлениях, диспутах, школьных конференциях, обладают хорошим словарным запасом

Нередко склонны к лидерству и довольно амбициозны, что для современности немаловажно.
Открытость и свобода от стереотипов способствуют развитию творческих способностей, успехам в какой-то конкретной области (например, с лёгкостью осваиваются точные науки), да и в целом успеваемости по всем предметам.

Особенности авторитарного стиля воспитания

Авторитарный стиль воспитания характеризуется:

  • требованием высоких достижений;
  • наказаниями за неудачи;
  • жёстким контролем личного пространства, интересов, навязыванием развивающих занятий;
  • запретами и угрозами вместо поиска компромисса.

Перечисленными методами от 7–8-летнего ребёнка можно добиться безукоризненного послушания. В подростковом возрасте авторитет родителей начинает уменьшаться. К этому времени последствия строжайшей требовательности могут сформироваться в комплексы, выраженные:

  • отсутствием собственного достоинства;
  • неумением принимать самостоятельные решения;
  • привычкой силовых решений спорных вопросов;
  • агрессией.

Некоторые приемы авторитарного стиля воспитания необходимо использовать в разумной форме и объёме. Например, дети должны знать, что определённые вещи делать нельзя, но доносить это нужно в форме инструкции, а не приказа.

Авторитарный стиль управления

Словарь дает следующее определение «Авторитарный:

“Стремящийся утвердить свой авторитет, властный”.

Основной целью такой руководитель ставит беспрекословное подчинение себе. Это достигается с помощью приказов, установок и распоряжений, жесткого регламента. Ни о каком диалоге и обсуждении речи здесь не идёт, отступления от задания недопустимы, ведется тотальный контроль за действиями подчиненных.

Что такое авторитаризм

в данном случае – это сосредоточение всей власти в одних руках, не терпящее возражений и других мнений. Это требование безоговорочного следования инструкции руководителя, опора на единоличное собственное мнение и решение.

Авторитарный режим

проявляется в такихпримерах поведения, как скрытая, а иногда и явная угроза за неповиновение, строгое наказание за ошибки и просчеты, непопулярность поощрений за хорошую творческую работу или инициативу. Дистанция между подчиненным и руководителем присутствует всегда, и её невозможно нарушить.

Когда директивный стиль неэффективен?

Злоупотребление властью не может хорошо влиять на отношения в коллективе, поскольку губит всё новое и передовое, подавляет творческий порыв и стремление к развитию.

Неэффективность такого управления выявляется в ситуациях:

  • в решении неоднозначных задач, и тем больше, чем сложнее поставленная задача. При этом ситуация не разрешается и заходит в тупик, растет сопротивление сотрудников;
  • в работе с творческими, думающими, инициативными сотрудниками, например, в рекламном агентстве ;
  • в долгосрочной перспективе.

Но помимо минусов, в авторитарном стиле руководства есть и положительные моменты.

Когда директивный стиль эффективен?

Директивные методы работы с людьми иногда не только не вредят делу, но крайне полезны и спасают всю компанию. Например, в экстремальных ситуациях:

  • в кризисный момент , когда требуется вывести компанию из виража предыдущего безответственного управления;
  • в решении четких, однозначных задач;
  • если малейшее отступление от правил повлечёт серьезные последствия;
  • когда страдает дисциплина и имеются конфликты.

Согласитесь, весомые преимущества. Это говорит о том, что применение авторитарного метода управления в некоторых ситуациях вполне оправдано. Давайте теперь узнаем, как можно сгладить недостатки и по максимуму использовать достоинства этого стиля в менеджменте.

Как повысить эффективность директивного стиля

Если вы директор авторитарного стиля, то несколько несложных советов помогут вам стать эффективнее и повысить качество своей работы и всего предприятия:

  • Постоянно повышайте свои знания и компетентность в рабочих вопросах , чтобы ваше мнение в конкретном случае было квалифицированным и неоспоримым.
  • Давайте чёткие и точные указания подчиненным , исключающие разночтения.
  • Максимально ясно формулируйте свои требованияк подчиненным , от которых зависит результат.
  • Выберите и зафиксируйте четкие критерии для оценки качества работы сотрудников . Это избавит вас от личностных оценок.
  • Внимательно контролируйте работу коллектива и отдельных работников , будьте в курсе всего происходящего. Это поможет вам быть объективным в отношении к людям.
  • Не оставляйте без внимания любые случаи нарушений правил работы , допущенных работниками. Ваша аргументированность повысит уважение к вам, а людей мотивирует на соблюдение правил.
  • Всегда придерживайтесь спокойного вежливого тона , без излишних эмоций, без необоснованных претензий, чтобы люди могли воспринять ваши слова.

Эти семь рекомендаций смягчат острые углы авторитарного метода в управлении и адаптируют его к применению в большинстве коллективов.

«Неуправляемый ребенок»

Войдя этот мир, любой ребенок ведет себя практически по одной и той же схеме: ест, спит, плачет. Но вскоре он начинает показывать свой характер, который наиболее ярко проявляется в кризисный период и переходный возраст. У детей появляется своеволие и непослушание, а у родителей — серьезные проблемы в процессе воспитания. Чтобы понять, почему ребенок совершенно перестал слушаться, прежде всего, нужно разобраться в причинах такого поведения.

Во-первых, виноваты кризисы, которые проявляются в определенные периоды жизни детей. Кажется, что ребенок старается испытать своих родителей на прочность. Однако на самом деле такие периоды являются сложными в первую очередь для самих детей. Они и сами не знают, почему так поступают. В периоды кризисов ребенок пытается получить новые знания, познакомиться с плохим и хорошим, а родителям лишь нужно помочь ему в этом сложном для малыша деле.

Во-вторых, каждый взрослый, имеющий ребенка, должен знать, что кроха — это личность со своими желаниями, потребностями и интересами, и он имеет право поступить так или иначе. Задачей же родителей является лишь небольшая корректировка действий своих детей, ведь они не роботы на пульте управления, чтобы делать только то, что хотите вы.

В-третьих, ребенок может вести себя своевольно, если взрослые выбирали неправильные методы воспитания. Это те случаи, когда малыш делает всё, что хочет, или ему многое запрещается. Непослушание ребенка может объясняться и проблемами в семье, например, частыми ссорами родителей.

Решение проблемы

Чтобы добиться внимания ребенка старайтесь говорить как можно меньше, но понятно. Так он получит только ту информацию, которая должна быть им услышана, и усвоит её. Наверняка родители замечали, что ребенок больше прислушивается к песням, телевизору или друзьям, нежели к просьбам взрослых. Скорее всего, он уже не реагирует на ваши крики и угрозы. Бывает, что дети выполняют просьбу родителей только тогда, когда им дают конфетку, покупают игрушку и прочее. Что же делать?

Как ребенок научится слышать, если его родители сами не делают этого. Покажите, как нужно правильно действовать на своём примере. Постарайтесь слушать ребенка больше, чем говорить.

Если вы добиваетесь своего криками, приказами, чтением нотаций и т. п., то ребенок просто не будет обращать на вас никакого внимания. Задумайтесь о том, как бы вы повели себя, если на вас кричали или навязывали собственную точку зрения? Общайтесь с ребенком по тому образцу, который хотели бы видеть в отношении себя.

Говорите только тогда, когда малыш обратил на вас внимание. Нужно сесть на уровне с ребенком и просить его о чем-то, смотря прямо в глаза

Так вы сможете получить не только внимание ребенка, но и его расположение. Это шанс, что малыш вас услышит.

Переключить внимание ребенка с интересной для него деятельности порой бывает очень сложно. Поэтому предупредите его о предстоящем деле

Скажите, что через некоторое время вам понадобится его помощь. Таким образом вы даете малышу возможность подготовиться к предстоящему разговору или смене вида деятельности.

Не старайтесь кричать на ребенка, попробуйте понизить голос. Чем мягче будет звучать ваша просьба, тем больше малышу вас захочется слушать. Такая тактика застает ребенка врасплох, что заставляет его отвлечься от своего занятия.

Старайтесь говорить кратко: «Застели постель» или «Убери игрушки». Но делайте это мягко и не кричите на малыша. Достаточно одного слова, чтобы ребенок выполнил вашу просьбу.

Управление по Курту Левину

Немецкий психолог Курт Левин впервые в 1940-х гг. провел научные исследования малой группы в области управленческих стилей. В эксперименте участвовали 2 группы детей 10—12 лет, которые занимались изготовлением театральных масок.

Руководил воспитанниками один человек. Но первой группе детей лидер приказывал, как нужно действовать, и избегал неформального общения, а второй позволял участвовать в групповом обсуждении проекта. В ходе эксперимента психолог выяснил, что каждый подход оказывал разное влияние на группу, на самочувствие воспитанников и результаты труда.

На основании эксперимента психолог смог выделить 3 основные вида управления:

  1. Жесткий (автократический, директивный или авторитарный) стиль. При таком методе управления руководитель избегает неформального общения с подчиненными, самостоятельно контролирует деятельность фирмы и несет ответственность за все происходящее. Лидеру важен не только результат, но и сам процесс. Решения в организации принимает руководитель. Подчиненные выполняют приказы и распоряжения.
  2. Демократический (коллегиальный) стиль. При таком подходе к управлению руководитель старается поддерживать товарищеские отношения с коллективом, но пресекает фамильярность. Принятие решений происходит совместно с коллективом. Активное взаимодействие с подчиненными — главная особенность стиля. Коллегиальный лидер стремится к получению результата, процесс его не интересует. При такой форме управления поощряется инициатива и творческая деятельность в коллективе.
  1. Либеральный (попустительский или пассивный) стиль. Для такого подхода к управлению характерна поддержка неформальных отношений с персоналом, а также разделение ответственности и полномочий. Руководитель позволяет подчиненным самостоятельно организовывать собственную работу. Только в крайних случаях лидер принимает участие в производственном процессе. Управленческая модель похожа на партнерство.

Проанализировав каждый управленческий стиль и результаты эксперимента, Курт Левин сделал следующие выводы:

  1. Воздействовать на людей можно по-разному. Профессиональный руководитель должен овладеть всеми возможными управленческими направлениями.
  2. Стиль руководителя включает в себя не только особенности личности лидера, но и специфику группы, с которой приходится работать.
  3. Не бывает плохих или хороших стилей. Для эффективной реализации каждого требуются определенные условия.

Что характерно для стиля демократии

В основу подобного метода управления компаниями заложены такие характерные черты, как:

  • информирование сотрудников обо всех делах фирмы, задачах и намеченных перспективах;
  • делегирование отдельных полномочий и ответственности на каждого члена компании, тем самым дается возможность проявить самостоятельность и творческий подход в процессе работы;
  • психология поощрительной мотивации: премии, грамоты, устная похвала на виду у всего коллектива, наказания и штрафы являются исключением;
  • ориентация на достижение поставленных целей;
  • при низких результатах не ищут виновных, а рассматривают причины, которые необходимо устранить.

Важно! Работа поставлена так, что каждый работник чувствует себя «шестерёнкой», без которой отлаженный механизм остановится. Он видит и понимает весь рабочий процесс и ту долю ответственности, которая на него возложена

Однако не везде подобная структура управления может работать

Примерами, где может найти применение ДСР,  могут служить компании, занимающиеся:

Однако не везде подобная структура управления может работать. Примерами, где может найти применение ДСР,  могут служить компании, занимающиеся:

  • офисной работой;
  • использованием труда специалистов высокой квалификации;
  • инновационными разработками.

Кстати. В организациях, где от сотрудника требуется выполнять определённую работу, и его инициатива не может повлиять на деятельность предприятия в целом, применять демократичный стиль нецелесообразно.

Педагоги в школе также не могут пользоваться таким способом руководства. К примеру, учитель физкультуры не может ориентироваться на мнение ученика, принимая от него зачёт по физической подготовке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
M-polo
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: