Ремонт акпп на bmw

Функции и неисправности редукционного клапана масляного насоса

Обязательным атрибутом системы смазки любого двигателя внутреннего сгорания является редукционный клапан масляного насоса (РКМН). Многие автолюбители даже понятия не имеют о такой детали, хотя роль её в обеспечении работоспособности мотора очень велика. Разобраться в устройстве, функционировании и неисправностях этого узла стоит ещё потому, что его аналоги присутствуют в любых системах, где в качестве рабочей среды используют сжатые жидкости или газы.

Назначение редукционного клапана масляного насоса

Как известно, смазывание трущихся поверхностей подшипников скольжения мотора (коренные, шатунные, поршневые пальцы, подшипники распредвала и прочие) происходит при постоянной подаче под давлением моторного масла.

Если давление недостаточно, то происходит износ, перегрев и выход из строя рабочих частей, а если давление превышает норму, то мотор может получить серьезнее поломки. Чтобы избежать этого,  в дело вступает редукционный клапан.

Одно из толкований термина «редукция» – это уменьшение или ослабление чего-либо. В машиностроении клапан называют редукционным, когда он в определённый пиковый момент (повышения до предельного давления, масла, воды, воздуха, газа и тому подобного) открывает проход и способствует нормализации давления рабочей среды.Таким образом, механизм клапана предназначен для предохранения систем мотора от повреждения чрезмерным повышением давления масла.

Устройство клапана

Редукционный клапан масляного насоса имеет очень простое устройство.

Основными частями являются:

  • корпус с системой каналов;
  • клапан (шарик или небольшой поршень), закрывающий перепускной канал;
  • пружина;
  • упорный винт или болт.

Несложно понять принцип работы конструкции. Упорный винт создаёт давление на один конец пружины, которая усилием сжатия спирали придавливает клапан к гнезду, имеющему сквозное отверстие канала. Как только в канале повышается давление способное преодолеть сопротивление пружины, клапан опускается и масло перетекает. При нормализации давления, пружина возвращает клапан в исходное положение, закрывая просвет.

Существует два типа РКМН по конструкции корпуса:

  • весь механизм клапана полностью извлекается из масляного насоса;
  • клапан встроен в корпус масляного насоса.

Неисправности клапана и способы их устранения

В работе редукционного  клапана масляного насоса встречается два типа неисправностей:

  • клапан не поддерживает давление на необходимом уровне;
  • клапан не открывается при достижении максимального значения давления.

В первом случае речь может идти лишь о том, что пружина создаёт слабое давление. Такое явление встречается крайне редко, но если мотору не удаётся поддерживать давление масла не стоит забывать о клапане. Пружина может не справляться с работой по разным причинам: износ, неправильный подбор, установка слишком мягкой или бракованной пружины.

Чаще встречается засорение просвета или заклинивание клапана. Происходит это, когда масло слишком долго не меняется, и частички грязи постепенно коксуются на поверхностях. В случае плохой промывки масляных каналов мотора после капитального ремонта, в них могут собраться стружка, мусор, которые также способны заклинить клапан.

«Лечение» любых поломок клапана заключается в разборке, диагностировании, прочистке каналов и замене вышедших из строя элементов. Специалисты настоятельно рекомендуют после каждого капремонта мотора производить замену масляного насоса и предохранительного клапана вместе с ним.

https://youtube.com/watch?v=DT2aupjaztg

Типы масляных насосов

По способу управления насосы бывают регулируемой и нерегулируемой конструкции. Нерегулируемые контролируют работу системы смазки при помощи редукционного клапана.

В регулируемых напор масляной жидкости регулируется посредством изменения продуктивности прибора. В зависимости от внутренней структуры, они делятся на насосы роторного и шестеренчатого типа.

Масляный насос шестеренчатый

Шестеренчатые насосы по принципу действия являются нерегулируемыми устройствами. По типу размещения шестерен и способу подачи масла они делятся на 2 вида:

  1. С наружным зубчатым соединением.
  2. С внутренним сцеплением.

Конструкция с наружным зацеплением состоит из корпуса, внутри которого размещаются ведомая и ведущая шестерни. Жидкость из поддона через всасывающий клапан подается в рабочую камеру устройства, откуда продавливается в фильтр и затем поступает в масляную магистраль.

Производительность механизма зависит от частоты вращения коленчатого вала. При увеличении числа оборотов выше установленного значения открывается редукционный клапан, который сбрасывает часть масла в картер двигателя. По такой схеме происходит регулирование давления смазки в системе.

Насос с внутренним сцеплением шестерен представляет собой механизм, состоящий из металлического кожуха, внутри которого вращается пара шестерен, расположенных друг над другом со смещением относительно центральной оси.

Диаметр ведомой шестерни меньше, чем у ведущей. За счет этого между ними образуется полость, внутри которой создается разряжение. Жидкость засасывается в рабочую камеру, и с помощью зубчатой передачи поднимается в масляные каналы.

Роторный масляный насос

Устройства роторного типа по своим конструктивным особенностям можно разделить на регулируемые и нерегулируемые механизмы. Принцип действия роторного нерегулируемого насоса напоминает работу шестеренчатого устройства, только вместо шестерен здесь установлены два ротора с небольшим количеством лопаток.

Жидкость закачивается в рабочую полость, захватывается лопастями и подается к выпускному отверстию. В нужный момент срабатывает редукционный клапан и регулирует давление в каналах блока цилиндров.

Наиболее совершенным механизмом считается регулируемый вид масляного насоса, который поддерживает постоянный напор при любой скорости вращения коленчатого вала. Такое преимущество роторный насос получил за счет добавления в конструкцию подвижного статора с изменяемой пружиной.

Контроль давления осуществляется посредством изменения размера свободного пространства между ведомым и ведущим элементом путем поворота подвижного ротора.

При повышении частоты вращения двигателя снижается давление масла в системе. Регулировочная пружина расправляется и уводит за собой статор. При этом размер рабочей полости увеличивается, и пропорционально возрастает количество захватываемой жидкости, а вместе с тем повышается производительность устройства.

При понижении скорости вращения двигателя давление в системе увеличивается, пружина сжимается и переводит статор в начальное положение, производительность маслонасоса восстанавливается.

Основные виды неисправностей масляных насосов на Приоре: способы определения поломок

У маслонасосов Приоры ресурс достаточно большой, но при пробеге автомобиля свыше 120 тысяч, могут возникнуть его неисправности. Что является частой причиной поломок устройства, выясним далее.

Прежде всего, нужно отметить, что ресурс изделия зависит от качества используемых моторных масел, а также периодичности их замены вместе с фильтром. К возможным видам поломок относятся следующие неисправности:

  1. Износ шестерней. При эксплуатации происходит их выработка, вследствие чего снижается производительность. Однако за счет постоянной смазки деталей, процесс износа настолько незначительный, что в замене изделия нуждаются крайне редко.
  2. Выход из строя редукционного клапана. Случается гораздо чаще, чем износ шестерней. Механизм состоит из пружины определенной жесткости и клапана, который открывается в случае увеличения давления в системе. Со временем изменяется жесткость пружины, поэтому даже при незначительных оборотах, давление в системе будет снижаться. На самом клапане могут образоваться признаки износа в виде задиров и сколов, поэтому элемент следует заменить в случае непригодности.
  3. Загрязнение фильтрующей сетки маслоприемника. Причины загрязнения сетки самые разные. Это и качество масла, и наличие отложений в двигателе в виде нагара, и нерегулярная замена масла с фильтром, и много других факторов. В любом случае загрязнившийся элемент приводит к тому, что насос будет функционировать не на полную производительность, и к тому же с дополнительной нагрузкой. Решить проблему можно путем очистки сетки маслоприемника.
  4. Снижение герметичности соединения маслоприемника с масляным насосом. Происходит по причине того, что со временем резиновое уплотнительное кольцо сдавливается. Для устранения неисправности нужно заменить резиновое кольцо. На фото ниже показано, как выглядит неисправный резиновый уплотнитель на маслоприемной трубке.
  5. Нарушение герметичности между насосом и блоком двигателя. Определяется наличием течи масла. Происходит по причине деформации уплотнительной прокладки между блоком двигателя и корпусом изделия. решается проблема путем замены прокладки. Некоторые автовладельцы прибегают к применению герметика, но лучше все-таки найти прокладку, и заменить ее. В материале указан ее оригинальный код. Если используется герметик, тогда лучше применять продукцию фирмы «Loctite», которые отличается химической стойкостью, а также они не выдавливаются при соединении деталей, и не попадают внутрь корпуса рабочего узла.
  6. Нарушение герметичности между крышкой насоса и корпусом. В процессе эксплуатации механизма нарушается герметичность соединения двух составных частей: корпуса и крышки. Случается это по причине выработки. В итоге падает производительность механизма. В таком случае устройство подлежит замене. Однако можно попытаться решить такую проблему нанесением герметика, как показано ниже на фото.

Иногда могут также встречаться такие неисправности, как повреждение крышки маслонасоса, что происходит зачастую по причине механического воздействия на крышку. В любом случае, неисправную деталь следует отремонтировать или же заменить ее

Собственно этому процессу уделим особое внимание, и выясним, как же правильно снять на Приоре маслонасос

Масляный насос Ваз 2107, Ваз 2105, Ваз 2104

Снятие и установка. Для снятия масляного насоса ваз 2104, ваз 2105, ваз 2107:

— поставьте автомобиль на смотровую канаву или подъемник, отсоедините провода от аккумуляторной батареи и слейте масло из картера двигателя; — снимите брызговик двигателя ваз 2105; — отверните гайки, крепящие подушки передней подвески двигателя к поперечине, и слегка приподнимите двигатель домкратом или талью, чтобы шпильки подушек вышли из отверстий поперечины; — снимите картер двигателя ваз 2104; — снимите масляный насос вместе с приемным патрубком.

Операции по установке масляного насоса на двигатель лада классика выполняйте в последовательности, обратной снятию.

Разборка и сборка Закрепите масляный насос ваз 2107 в тисках осторожно, чтобы не повредить корпус, а затем: — отверните болты и снимите приемный патрубок вместе с редукционным клапаном давления масла;

Разборка масляного насоса: 1 —редукционный клапан; 2 — пружина; 3 — крышка; 4 — корпус; 5 — валике

— снимите крышку 3 корпуса насоса и выньте из корпуса валик насоса с ведущей шестерней и ведомую шестерню

Для сборки осторожно закрепите насос в тисках и выполните операции в следующем порядке: — установите в корпус насоса ведущую шестерню с валом, а ведомую шестерню наденьте на ось в корпусе; — установите крышку корпуса, редукционный клапан с пружиной и прикрепите приемный патрубок к корпусу насоса

ПРИМЕЧАНИЕ После сборки насоса ваз 2104, ваз 2105, ваз 2107 при проворачивании ведущего валика рукой, шестерни должны вращаться плавно и без заедания.

Проверка деталей насоса После разборки все детали насоса промойте керосином или бензином, продуйте струей сжатого воздуха, а затем осмотрите корпус и крышку насоса; при наличии трещин детали замените.

Проверка радиального зазора в масляном насосе

Проверьте набором щупов зазоры между зубьями шестерен, а также между наружными диаметрами шестерен и стенками корпуса насоса лада классика, которые должны быть соответственно 0,15 мм (предельно допустимый 0,25 мм) и 0,11–0,18 мм (предельно допустимый 0,25 мм). Если зазоры превышают предельные значения, то замените шестерни, а при необходимости и корпус насоса.

Проверка осевого зазора в масляном насосе

Щупом и линейкой проверьте зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса, который должен быть равен 0,066–0,161 мм (предельно допустимый 0,2 мм). Если зазор больше 0,2 мм, замените шестерни или корпус насоса в зависимости от того, что подверглось износу. Измерив детали, определите зазор между ведомой шестерней и ее осью, который должен быть 0,017–0,057 (предельно допустимый 0,1 мм), а также между валом насоса и отверстием в корпусе, этот зазор должен быть 0,016–0,055 (предельно допустимый 0,1 мм). Если зазоры превышают предельные — замените изношенные детали.

Проверка редукционного клапана

При ремонте масляного насоса проверьте редукционный клапан

Обратите внимание на поверхности клапана и корпуса, так как возможные загрязнения или отложения на сопрягаемых поверхностях могут привести к заеданию. На сопрягаемой поверхности клапана не должно быть забоин и заусенцев, которые могут привести к уменьшению давления в системе ваз 2107, ваз 2105, ваз 2104

Основные данные для проверки пружины редукционного клапана

Проверьте упругость пружины редукционного клапана

Смазка двигателя Ваз 2107, Ваз 2105, Ваз 2104

Очистка каналов системы смазки Ваз 2107, Ваз 2105, Ваз 2104

Устройство системы смазки Ваз 2107, Ваз 2105, Ваз 2104

Замена масла в системе смазки Ваз 2107, Ваз 2105, Ваз 2104

Масляный насос Ваз 2107, Ваз 2105, Ваз 2104
Валик и шестерня привода масляного насоса Ваз 2107, Ваз 2105, Ваз 2104

Втулки валика привода масляного насоса Ваз 2107, Ваз 2105, Ваз 2104

Втулка шестерни привода масляного насоса Ваз 2107, Ваз 2105, Ваз 2104

Промывка каналов вентиляции картера Ваз 2107, Ваз 2105, Ваз 2104

Системы двигателя Ваз 2104, Ваз 2105, Ваз 2107

Обслуживание двигателя лада 2104. Инструкции по ремонту двигателя и систем: питания, охлаждения и смазки лада 2105. Осмотр и ремонт коленвала и распределительного вала, поршневой группы лада 2107. Инструкции по разборке и сборке головки и блока цилиндров.

Особенности конструкции масляного насоса

Прежде всего, насос, который приводится от коленвала, может быть регулируемым и нерегулируемым. Прежде всего, нерегулируемый насос имеет производительность, которая может изменяться в зависимости от скорости вращения коленчатого вала. При этом такой насос всегда прокачивает одинаковое количество масла за один свой оборот.

С другой стороны, важно понимать, что двигатель нуждается в масле не пропорционально росту нагрузки. Это значит, что на высоких оборотах масляный насос может создавать избыточное давление

Именно по этой причине в систему дополнительно интегрирован редукционный клапан.

В свою очередь, регулируемый насос имеет систему регулировки производительности из расчета на единицу времени и с поправкой на рабочий цикл. Если просто, при высоком давлении снижается производительность, при этом в случае падения давления производительность увеличивается.

Идем далее. Для перекачки моторного масла могут использоваться масляные насосы:

  • шестеренный;
  • роторный;
  • шиберный;

Шестеренные насосы с наружным зацеплением наиболее распространены, так как конструкция отличается простотой и надежностью. В основе лежит шестерня масляного насоса. Всего их две — ведущая и ведомая, шестерни расположены рядом.

Фактически, привод масляного насоса соединен с ведущей шестерней, тогда как ведущая шестерня приводит ведомую шестерню в движение. Моторное масло попадает в полость в корпусе насоса, далее шестерни «протягивают» смазку вдоль стенок, после чего смазка поступает в выпускной канал. Так удается создать необходимо давление масла.

Также есть шестеренные насосы с внутренним зацеплением. Основная особенность – шестерня расположена внутри другой шестерни, тогда как прокачка масла происходит за счет того, что меняется объем так называемой серповидной полости.

Роторный насос имеет пару роторов (ведущий и ведомый). Когда роторы вращаются, формируются полости и масло прокачивается к выпускному каналу. Такие насосы бывают регулируемыми, когда объем полостей может меняться, а также нерегулируемыми.

Также следует отметить и шиберный насос. По конструкции это решение имеет ротор, который вращается внутри статора, при этом происходит смещение центральной оси. Ротор имеет прорези, куда вставлены особые шиберные пластины. Эти пластины подвижны, при вращении формируют раздельные закрытые полости с возможностью изменения объема.

Это позволяет регулировать производительность за счет смещения наружного статора. Результат — оси статора и ротора приближаются и отдаляются друг от друга, что и меняет объемы полостей.

Как видно, все насосы достаточно просты, конструкция масляного насоса независимо от типа достаточно надежна. При этом только роторный тип нуждается в высокой точности подгонки деталей. Однако, как и любой другой узел, маслонасос также может выходить из строя. Давайте рассмотрим неполадки маслонасоса и основные причины.

Как проверить масляный насос

При появлении признаков неисправностей в двигателе, водитель ищет причину, поочередно проверяя разные узлы и исключая их, один за другим. Иногда необходимо проверить исправность масляного насоса. Это бывает нужно и после замены масла, чтобы убедиться, что давление масла установилось на оптимальном уровне.

Проверить масляный насос можно так (смотрите видео ниже) :

1. Установите машину на смотровую яму. Отсоедините все провода от АКБ и слейте масло из двигателя (подробно, как слить масло из двигателя, описано здесь).

2. Скрутите гайки крепления передней подвески к поперечине. Демонтируйте картер, а затем снимите масляный насос.

3. Зафиксируйте насос и открутите его болты, после чего разберите масляный насос: снимите клапан давления масла, вместе с приемным патрубком.

4. Снятые детали должны быть промыты бензином, после чего их нужно проверить на целостность, продув воздухом под напором

Обратите внимание, нет ли на корпусах деталей трещин. Если корпус растрескался, необходима замена детали

5. Проверить масляный насос далее необходимо замерами, при помощи щупов:

  • замерьте зазоры между зубцами шестерен и зазоры между стенками насоса. Нормальные значения для зазоров – не более 0,25 мм. Если результат замера не соответствует норме, то необходима замена шестерни или корпуса насоса;
  • замерьте зазоры между корпуса и торцов шестерен. Нормальные значения здесь – не более 0,2 мм;
  • замерьте зазоры между между осями ведущей и ведомой шестерни. В случае несоответствия результата замера норме, замените негодные детали.

6. Осмотрите и прочистите сетку масляного фильтра и поддон.

7. Осмотрите редукционный клапан: имеются ли на нем повреждения. Если на нем образовались отложения или коррозия, то они могут препятствовать свободному ходу клапана, а это приводит снижению давления в масляном насосе. Если это возможно, удалите все наросты и неровности на клапане. Проверьте, хорошо ли пружинит его пружина.

8. Все детали масляного насоса необходимо обработать моторным маслом. Теперь соберите масляный насос: сначала верните на место вал и шестерню, а потом установите крышку корпуса.

9. После сборки, нужно провернуть ведущий валик, чтобы проверить работу насоса. Если шестерня ходит плавно и свободно, то насос – в порядке.

Как видите, проверить масляный насос на исправность можно достаточно легко.

Видео: Как проверить маслонасос на ВАЗ 2106? Замер зазоров

Видео: Как правильно установить масляный насос ВАЗ-2108, 2109

Двигатель внутреннего сгорания в автомобилях ВАЗ нуждается в непрерывной смазке. Если циркуляция масла в моторе по каким-то причинам нарушается, то работать ему осталось недолго. За подачу смазки в двигатель отвечает масляный насос, который, как и любой другой узел, со временем изнашивается и выходит из строя. К счастью, автовладелец может заменить маслонасос самостоятельно.

Масляный насос на автомобилях ВАЗ принцип работы и основные неисправности

Насос камаз

Устройство, которое осуществляет подачу масла во все узлы и агрегаты двигателя, носит название масляный насос

От правильности работы масляного насоса зависит ресурс ДВС в целом, поэтому очень важно следить за тем, чтобы работа данного агрегата была на должном уровне. При малейшем признаке неисправности масляного насоса необходимо осуществить его ремонт, так как если не обратить внимания на эту проблему, велик риск заклинивания двигателя. Масляный насос ВАЗ имеет два типа устройства: один тип характерен для всех переднеприводных автомобилей (масляный насос ВАЗ 2109, 2110, 2112 имеют практически идентичную конструкцию), и другой тип, характерный как для классики, так и для модели Нива

Если говорить про принцип работы масляного насоса, то на переднеприводных автомобилях он приводится в движение непосредственно от коленчатого вала, а вот на классике система устроена сложнее. К примеру, привод масляного насоса ВАЗ 2106 осуществляется с помощью цепной передачи

Масляный насос ВАЗ имеет два типа устройства: один тип характерен для всех переднеприводных автомобилей (масляный насос ВАЗ 2109, 2110, 2112 имеют практически идентичную конструкцию), и другой тип, характерный как для классики, так и для модели Нива. Если говорить про принцип работы масляного насоса, то на переднеприводных автомобилях он приводится в движение непосредственно от коленчатого вала, а вот на классике система устроена сложнее. К примеру, привод масляного насоса ВАЗ 2106 осуществляется с помощью цепной передачи.

Разобравшись с различиями, давайте поговорим о технической части.

Устройство масляного насоса на автомобилях ВАЗ

Итак, масляный насос состоит из корпуса, маслоприемника, ведущей и ведомой шестерни, редукционного клапана масляного насоса и прочих мелких элементов, вроде прокладки масляного насоса, сальника и т.д.

Следовательно, учитывая конструкцию маслонасоса на отечественных авто, слабыми местами являются сальник и маслоприемник. В результате использования некачественного масла сетка приемника быстро засоряется, и давление масла в системе двигателя падает. Сам по себе масляный насос имеет ресурс 120 – 150 тыс. км, но все же иногда встречаются определенные проблемы, которые могут потребовать ремонт или замену масляного насоса. Разумеется, замена масляного насоса ВАЗ 2109, да и на любой другой модели – сложная и затратная процедура, поэтому лучше внимательно следить за правильностью его работы и по необходимости устраивать профилактику, в виде более частой замены масла.

Кроме того, совсем не лишним будут и периодические проверки масляного насоса.

Как проверить масляный насос?

Первым и главным признаком неисправности работы масляного насоса будет загоревшаяся сигнализационная лампа, но она уже указывает на наличие серьезной неисправности. Для того чтобы проверить правильность работы масляного насоса совсем не обязательно его снимать, как это советуют некоторые специалисты. Достаточно всего лишь замерить давление масла двигателя и сравнить с показателями, которые считаются нормой для вашего автомобиля. Получив цифру, вы уже сможете знать, что вам делать дальше – со спокойной душой использовать автомобиль, либо же готовиться к ремонту.

При замене или ремонте масляного насоса ВАЗ 2109, 2110, да и 2106 обязательно используйте только оригинальные запчасти. Проблема в том, что на отечественные авто существует большой выбор деталей различных производителей, и, как правило, основная часть этих деталей имеет очень низкое качество.

  • Ремонт глушителя своими рукамиЕсли в вашей жизни наступил день «Х», когда автомобиль перестал мурчать, как котенок, а заревел, словно голодный медведь, не спешите подыскивать варианты старому, прогоревшему глушителю, ведь вполне возможно, что поправить положение можно с помощью ремонта, который, к тому же, можно сделать еще и своими …
  • Регулировка фар своими рукамиСчитается, что произвести регулировку фар автомобиля можно только на специализированном сервисе, где имеются необходимое оборудование, стенды и т.д. Конечно, это предпочтительно, но никто не исключал возможности регулировки фар своими руками, ведь большинство из нас именно так и …
  • Промывка дизельных форсунокОдной из часто возникающих проблем с дизельным двигателем, является сбой в работе топливных форсунок. Конструктивные особенности дизельного мотора, низкокачественное топливо – все это со временем приводит к проблемам, связанным с форсунками. Мотор начинает работать нестабильно, повышается расход топлива, двигатель запускается неохотно, а из выхлопной трубы вырываются клубки черного дыма. Все …
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
M-polo
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: