Основные технические характеристики турбинного масла ТП-22С
Название показателя
Значение
Вязкость кинематическая, мм 2 /с:
– при 50 o С
– при 40 o С
Индекс вязкости
Температура вспышки в открытом тигле, o С
Температура застывания, o С
Кислотное число, мг KOH/г
Массовая доля серы, %
Стабильность против окисления при 150 o С, 16 ч и расходе кислорода 3 дм 3 /ч:
– массовая доля осадка, %
– кислотное число, мг KOH/г
– летучие низкомолекулярные кислоты, мг KOH/г
Время деэмульсации, с
Цвет на колориметре ЦНТ, ед. ЦНТ
ГОСТ 9972-74 «Масла нефтяные турбинные с присадками» регламентирует технические требования, правила приемки, методы испытаний, гарантии изготовителя и требования безопасности таких марок турбинных масел, как Тп-22, Тп-30 и Тп-46.
Технические условия
Все сведения, касательно турбинного масла Тп-22С, приведены в технических условиях (ТУ 38.101821-83 «Масло турбинное Тп-22С. Технические условия»). Они определяют технические требования, требования безопасности, правила приемки, методы испытаний, упаковку, маркировку, хранение и транспортирование масла турбинного Тп-22С, а также гарантии изготовителя.
Плотность
Плотность турбинного масла ТП-22С – это его масса в единице объема. Данный показатель является физической характеристикой этого вещества. При температуре окружающей среды 15 ºС паспортное значение плотности для турбинного масла ТП-22С составляет 0,87 г/см 3 .
Расфасовка
ТП-22С может фасоваться в бочки (весом 175 кг) и кубы (весом 850 кг).
Промышленностью выпускаются турбинные масла ТП-22С в канистрах (1 л, 10 л, 20 л), бочках (50 л, 216, 5 л (180 кг)), пластиковых кубических емкостях и евробочках металлических. Также возможен отпуск автоналивом.
Марки масла ТП-22С
Турбинное масло ТП-22С может выпускаться двух марок – «1» и «2». Главное отличие – стабильность против окисления. У марки «1» она выше.
Применение и полезные свойства
ТП-22С является достаточно популярной маркой, поскольку применяется почти во всех типах турбин:
- аксиальных и поршневых турбокомпрессоров (при условии оптимального значения показателя вязкости, обеспечивающего необходимые противоизносные свойства);
- в гидравлических системах, служащих для производства электроэнергии на электростанциях высокой мощности. В данном конкретном случае турбинное масло ТП-22С исполняет роль гидравлической жидкости и среды уплотнения;
- в некоторых газовых турбинах;
- в паровых турбинах как смазка для подшипников и прочих механизмов.
Кроме вышеперечисленных применений данный тип турбинного масла используется вместо компрессорного (по рекомендации производителя).
Полезные свойства ТП-22С следующие:
- высокий индекс вязкости;
- минимальная склонность к кавитации;
- тепловая стабильность.
Практическое использование турбинного масла ТП-22С позволяет защитить от коррозийных отложений и износа валы подшипников и турбин, а также улучшить их эксплуатационную безопасность.
Все сказанное выше в полной мере относится только к свежи турбинным маслам. Во время эксплуатации в них постепенно накапливаются разнообразные примеси, химический состав нарушается, свойства изменяются. Турбинное масло не может в полной мере выполнять возложенные на него функции. Появляется риск выхода из строя оборудования или даже его поломки. Такие последствия, конечно, крайне нежелательны. Поэтому нужно регулярно контролировать состояние турбинного масла ТП-22С и осуществлять своевременную его очистку.
Оборудование для очистки турбинного масла
GlobeCore предлагает решение данной проблемы, в полной мере отвечающее современным требованиям к чистоте турбинных масел.
Масляная мобильная станция СММ-1,2МТ обеспечивает комплексную очистку турбинных масел, вязкость которых при температуре 50 ºС не превышает 280 сСт. Многократное прохождение очищаемого продукта через блок фильтров гарантирует его очистку до 9 класса чистоты при 13 исходном классе.
Станция масляная мобильная СММ-1,2Т
Установка может работать в трех режимах: фильтрации и нагрева, фильтрации, осушки и дегазации, а также вакуумирования.
Использование оборудования для очистки турбинных масел, поставляемого GlobeCore, позволяет производить комплексную их очистку термовакуумным способом за один цикл, существенно продлить срок службы и предотвратить возможные неполадки оборудования, вызванные загрязнениями масел.
Масло турбинное Тп-30
Масло Тп-30 применяют для смазывания подшипников и вспомогательных механизмов турбоагрегатов (паровых и газовых турбин, турбокомпрессорных машин, гидротурбин, судовых паротурбинных установок и других), а также для работы в системах регулирования этих машин в качестве гидравлической жидкости.
Масло Тп-30 вырабатывают из минеральных базовых масел прошедших двойную гидроочистку. Содержит присадки, улучшающие антиокислительные, антикоррозионные, антипенные, деэмульгирующие и противоизносные свойства масел.
ОПИСАНИЕ
Масло Тп-30 применяют для смазывания подшипников и вспомогательных механизмов турбоагрегатов (паровых и газовых турбин, турбокомпрессорных машин, гидротурбин, судовых паротурбинных установок и других), а также для работы в системах регулирования этих машин в качестве гидравлической жидкости.
Масло Тп-30 вырабатывают из минеральных базовых масел прошедших двойную гидроочистку. Содержит присадки, улучшающие антиокислительные, антикоррозионные, антипенные, деэмульгирующие и противоизносные свойства масел.
Масло Тп-30 имеет следующие преимущества:
- отличные антиокислительные свойства обеспечивают длительный срок службы масла
- высокие деэмульгирующие свойства позволяют применять масло даже в условиях обводнения
- благодаря противоизносным и антикорозионным присадкам увеличивает срок службы оборудования
- является одним из победителей конкурса «100 лучших товаров России» 2004 года
ОДОБРЕНИЯ
Соответствует классу вязкости
ISO VG 46.
Масло имеет допуск
МВК.
ТИПИЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Вязкость кинематическая при 40°С |
42,68 |
Индекс вязкости |
96 |
Температура вспышки в открытом тигле, оС |
218 |
Цветна колориметре ЦНТ, ед |
1,0 |
Коррозия на стальных стержнях |
отс. |
Массовая доля серы, % |
0,72 |
Зольность базового масла, % |
0,003 |
Число деэмульсации, сек. |
90 |
Кислотное число, мгКОН/г |
0,5 |
Стабильность против окисления, не более: |
|
осадок, (массовая доля) |
0,01 |
кислотное число после окисления, мгКОН/г |
0,4 |
Температура застывания, оС |
-10 |
Плотность при 20оС, г/см3 |
0,875 |
Коррозионное воздействие на металлы, группа |
1а |
Выпускается по ГОСТ 9972-74.
Данная информация является справочной и может быть изменена без уведомления.
Дата выпуска 17 мая 2006г. Заменяет все ранее выпущенные описания данного продукта.
Указанные в таблице показатели являются фактическими значениями взятыми из паспортов качества.
Регенерация турбинного масла
В процессе эксплуатации масло неизбежно теряет заложенные при производстве свойства. При достижении критической отметки, в соответствии с правилами, смазка требует замены.
Однако это достаточно дорогой продукт, даже для бюджетов организаций, эксплуатирующих турбоагрегаты. Мы уже знаем, что при потере некоторых свойств, можно просто добавить присадку в рабочее масло. А как быть в случае, когда восстановление невозможно?
Отработку можно регенерировать с помощью специальных установок. В первую очередь смазка очищается до состояния заводской основы. Это требует определенных затрат, но все таки стоимость несопоставима с покупкой новых объемов турбинного масла.
Затем в полученное «сырье» вводятся недостающие присадки, которые закупаются у производителей того же масла. В результате малыми затратами получается практически «новый» продукт.
Установка по регенерации турбинного масла
Единственный недостаток (который, впрочем, покрывается экономией), срок эксплуатации восстановленного продукта меньше, чем у «нового». Зато регенерацию можно повторять несколько раз.
Раньше этот метод практиковался лишь в европейских странах, обеспокоенных больше экологией, чем экономией. С появлением более производительных и недорогих станций регенерации, эта практика применяется повсеместно.
Требования, предъявляемые к смазочным материалам для турбин
С учетом условий технического задания изготовителей турбинных агрегатов, производители масел производители турбинного масла используют нефть только высокого качества.
Сырье подвергается глубокой очистке, а в базовую основу вводится целый комплекс специальных присадок.
Благодаря этому продукт получает уникальные свойства:
высокая стабильность против окисления при работе в различных условиях взаимодействия с кислородом;
низкий процент выпадения осадков, которые могут разрушить высоко оборотистые механизмы турбин;
противодействие образованию эмульсии с водой (при смене температуры внутри турбины может образовываться конденсат);
по этой же причине, смазки должны стойко противостоять коррозии на поверхности металлических деталей;
противостояние вспениванию – важное требование, с учетом скоростей работы подвижных узлов турбин;
кавитация должна быть минимальной.
Кроме того, в маслопроводах турбоагрегатов накапливаются мельчайшие продукты износа, которые могут вывести из строя всю систему. Поэтому турбинное масло (чаще всего применяется ТП 22С) должно хорошо очищаться фильтрами в текущем режиме эксплуатации.
Общие требования для всех типов турбинных согласно ГОСТ 9972-74 масел изложены в перечне. Эти же параметры необходимо соблюдать при эксплуатации электрических станций, в которых применяются турбины:
- кислотность нового масла не более 0,3 мг согласно методике измерения;
- после окисления в процессе эксплуатации не более 0,8 мг;
- содержание воды в составе – 0%;
- на просвет не должны обнаруживаться механические примеси, доля осадка менее 0,15%;
- стабильность при эксплуатации при температуре 120°C должна сохраняться на протяжении не менее 14 часов непрерывной работы.
Обратите внимание
Если в процессе окисления показатель кислотности превышает установленные нормативы, в рабочее масло допускается введение дополнительных антиокислительных присадок.
Требования к высокотемпературным турбинным маслам, DiN51 515, часть 2, ноябрь 2004 г. L-TG для эксплуатации в условиях высоких температур | ||||
---|---|---|---|---|
Группа смазочных масел | Предельные значения | Испытания в соответствии с | Сопоставимы с ISO стандартами | |
TG 32 | TG 46 | |||
Класс вязкости по ISO | TSOVC 32 | TSOVC 46 | D/W51 519 | ISO 3448 |
Кинематическая вязкость: при 40 °С, | DIN 51 550 в соответствии с DIN 51 561 или DIN 51 562-1 |
ISO 3104 | ||
минимальная, мм*/с | 28,8 | 41,4 | ||
максимальная, мм*/с | 35,2 | 50,6 | ||
Температура вспышки (в закрытом тигле), минимальная, °С | 160 | 185 | DIN. ISO 2592 | ISO 2592 |
Деаэрационные свойства при 50 °С, максимальные, мин. | 5 | 5 | DIN 51 381 | — |
Плотность при 15 °С, минимальная, г/мл | Должно быть указано поставщиком | DIN 51 757 | ISO 3675 | |
Температура застывания, максимальная, °С | ≤-6 | DIN ISO 3016 | ISO 3016 | |
Кислотное число, мг КОН/г | Должно быть указано поставщиком | DIN51 558-1 | ISO/DIS6618 | |
Зола (оксидная зола), %масс. | Должно быть указано поставщиком | DIN EN 7 | ISO 6245 | |
Содержание воды, максимальное, мг/кг | 150 | DIN51 777-1 | ISO/DIS12937 | |
Уровень чистоты, минимальный | 20/17/14 | DIN ISO 5884 с DIN ISO 4406 | ISO 5884 с ISO 4406 | |
Пена: | ISO 6247 | |||
Ступень 1 при 24 °С, максимально, мл | 450/0 | |||
Ступень II при 93 °С, максимально, мл | 100/0 | |||
Ступень 111 при 24 °С после 93 °С, максимально, кг, | 450/0 | |||
Деэмульгируемость, мин | Должно быть указано поставщиком | DIN51 599 | ASTM-D 1401 | |
Водоотделение (после обработки паром), максимальная, с | 300 | 300 | DIN51 589, часть 1 | |
Медная коррозия, максимальная | 2-125/43 | DIN 51 759 | ISO 2160 | |
Защита стали от коррозии. Коррозионная агрессивность, максимальная |
0-А | DIN 51 585 | ISO/DIS 7120 | |
Стойкость к коррозии | 3,000 | DIN 51 587 | ISO DIS 4263 | |
Время в часах до достижения дельта NZ 2,0 мг КОН/г |
ASTM-D 2272 |
|||
RBOT, мин | ≥800 | |||
Модифицированный RBOT;% времени минуты в немодифицированном методе испытания |
≥85% |
В случае, когда после введения присадок, антиокислительные свойства не стабилизируются, масло подлежит замене.
Это дорогостоящая процедура, поэтому производители обеспечивают заданные свойства еще в процессе смешивания основы с комплексом присадок.
Преимущества использования
К достоинствам использования масла ТП-22С относится:
- Можно использовать в экстремальных условиях.
- Масло этого вида, применяемое в турбокомпрессорах и турбинах, обладает высокой стабильностью к окислительным процессам. Может использоваться в оборудовании, подверженном нагреву.
- Благодаря хорошим деэмульгирующим характеристикам это масло можно использовать в паровых турбинах старого типа. Там, где велик риск попадания в смазочную жидкость большого количества воды. Например, морских турбинах.
- Воспламеняется при температуре не выше 198 ºC. Что позволяет снизить риск возникновения пожароопасных ситуаций.
Чтобы воспользоваться всеми преимуществами материала, необходимо в процессе его использования периодически менять масло и очищать резервуары от абразивных отложений, ухудшающих износ оборудования. Частота замены смазки регламентируется изготовителем оборудования.
Область применения
Масло ТП-22С обладает широким использованием. Смазочный продукт можно применить в турбинах различного типа:
- Поршневые турбокомпрессоры.
- Гидравлические системы.
- Газовые лопаточные машины.
- Устройства парового типа.
Часто этот вид масел используется в качестве компрессорного.
Масло ТП-22С обладает необходимыми характеристиками для защиты подшипников от коррозийных образований. Что позволяет продлить срок службы оборудования и повысить эксплуатационные качества агрегатов.
Производство турбинного масла регламентируется спецификациями. Что позволяет получить продукт с высокими показателями. По некоторым данным, ТП-22С считается маслом №1 в нашей стране. Уникальная формула позволяет добиться использование материала в турбинах, работающих на высоких оборотах.
Состав смазки, великолепные свойства и не высокая цена сделали продукт одним из самых распространенных промышленных масел в России и странах СНГ. В производстве масла заняты такие известные компании как Роснефть и Лукойл.
Предыдущая
Масло И-40А — характеристики и применение
Следующая
Масло авиационное МС-20
ТП-22с
Турбинное масло ТП-22с – это минеральное турбинное масло, которое вырабатывают из сернистых парафинистых нефтей с использованием двойной гидроочистки селективными растворителями, содержит антиокислительные, антикоррозионные и деэмульгирующие присадки. Масло ТП-22с заменило ранее используемые турбинные масла серии Т-22 (обозначение по ГОСТ 32-74) и “Л” (по ГОСТ 32-53). Турбинное масло ТП 22с используются в качестве рабочей жидкости:
- в высокооборотных паровых турбинах;
- в газовых турбинах;
- в системах уплотнения и регулирования в качестве гидравлической жидкости и уплотняющей среды;
- в центробежных турбинах и турбокомпрессорах в тех случаях, когда вязкость масла обеспечивает необходимые противоизностные свойства;
- для смазывания и охлаждения подшипников различных турбоагрегатов: паровых и газовых турбин, гидротурбин, турбокомпрессорных машин;
- в системах регулирования турбоагрегатов.
- повышенная стабильность против окисления продлевает срок службы масла и технологического оборудования, позволяет эксплуатировать масло в турбинах и турбокомпрессорах, имеющих зоны высокого нагрева масла в нормальных рабочих режимах;
- высокие деэмульгирующие свойства позволяют эксплуатировать масло даже в условиях повышенного обводнения, что характерно для паровых турбин предыдущих поколений или турбин с большим износом;
- улучшенная эксплуатационная и техническая безопасность благодаря сниженной летучести компонентов масла.
Требования: ТУ 38.101821-2001 (с изм. №1-26)
Масло ТП-22с соответствует типовым характеристикам, представленным в таблице.
Масло ТП-22с характеристики:
Показатели | Методы | Результаты |
Соответствие ISO | VG 32 | |
Вязкость кинематическая при 50°С, мм2/с | ГОСТ 33-2000 | 20-23 |
Индекс вязкости, не менее | ГОСТ 25371 | 95 |
Плотность при 20°С, кг/м3, не более | ГОСТ 3900-85 | 900 |
Кислотное число, мг КОН на 1 г масла, не более | ГОСТ 5985-79 | 0,04-0,07 |
Температура вспышки в открытом тигле, °C | ГОСТ 4333-87 | 185 |
Температура застывания, °C | ГОСТ 20287-91 | – 15 |
Стабильность к окислению, 150°C/16час. при расходе О2 3дм3/час | ||
– массовая доля осадка, % не более | ГОСТ 981 | 0,005 |
– кислотное число, мг КОН/г масла, не более | 0,1 | |
– летучие кислоты, мг КОН/гр масла, не более | 0,02 | |
Время деэмульгации, сек, не более | ГОСТ 12068 | 180 |
Массовая доля серы ,% масс. | ГОСТ 1437-75 | 0,5 |
рН водной вытяжки масла | ГОСТ 22567-75 | 6,0-8,5 |
Содержание механических примесей, % не более | ГОСТ 6370-83 | отсутсвие |
Массовая доля воды, % не более | ГОСТ 2477-65 | следы |
Содержание фенола | ГОСТ 1057 | 0,005 |
Испытание на коррозию | ГОСТ 2917 | выдерживает |
*Типовые характеристики продукта представляют собой усредненные значения и не являются спецификацией производителя.
Масло турбинное Тп-46Р
Масло Тп-46Р применяют для смазывания подшипников и вспомогательных механизмов турбоагрегатов (паровых и газовых турбин, турбокомпрессорных машин, гидротурбин, судовых паротурбинных установок и других), а также для работы в системах регулирования этих машин в качестве гидравлической жидкости.
На судах применяется для комбинированного смазывания паротурбинных установок и тяжелонагруженных редукторов, а также вспомогательных механизмов. Масло Тп-46Р вырабатывают из минеральных базовых масел прошедших двойную гидроочистку. Содержит присадки, улучшающие антиокислительные, антикоррозионные, антипенные, и деэмульгирующие свойства масел. Индекс «Р» в названии масла указывает на место производства – Рязань.
Масло Тп-46Р имеет следующие преимущества:
- отличные антиокислительные свойства обеспечивают длительный срок службы масла
- высокие деэмульгирующие свойства позволяют применять масло даже в условиях обводнения
- благодаря противоизносным и антикорозионным присадкам увеличивает срок службы оборудования
- является одним из победителей конкурса «100 лучших товаров России» 2004 года
ОДОБРЕНИЯ
Соответствует классу вязкости
ISO VG 68.
ТУ согласовано с
Магнитогорским Металлургическим Комбинатом.
ТИПИЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Вязкость кинематическая при 40°С |
74,1 |
Индекс вязкости |
95 |
Температура вспышки в открытом тигле, оС |
224 |
Цвет на колориметре ЦНТ, ед. |
1,5 |
Коррозия на стальных стержнях |
отс. |
Число деэмульсации, сек. |
120 |
Кислотное число, мгКОН/г |
0,4 |
Стабильность против окисления, не более: |
|
осадок, (массовая доля) |
0,007 |
кислотное число после окисления, мгКОН/г |
0,4 |
Температура застывания, оС |
-12 |
Плотность при 20оС, г/см3 |
0,880 |
Коррозионное воздействие на металлы, группа |
1а |
Выпускается по ТУ 0258-006-00151779-01.
Данная информация является справочной и может быть изменена без уведомления.
Дата выпуска 17 мая 2006г. Заменяет все ранее выпущенные описания данного продукта.
Указанные в таблице показатели являются фактическими значениями, взятыми из паспортов качества.
Производство турбинных масел
Механическая очистка
С ее помощью из состава удаляются микро вкрапления посторонних жидкостей, особенно воды. Очистка производится с помощью выпаривания.
Затем продукт обрабатывается с помощью центробежной силы в специальных сепараторах. В центрифугах производится разделение на фракции с различной массой.
Также применяется гравитационная и вибрационная очистка. Для удаления частиц металла масло прогоняется через электромагнитное поле большой силы.
Окончательная «доводка» выполняется на вакуумных установках. После фильтрации через грубые и тонкие сетки масло считается освобожденным от примесей.
При сильном (с точки зрения технологии производства) загрязнении может производиться отстаивание, в процессе которого на дно емкости оседают самые тяжелые частицы. Однако этот способ слишком трудоемкий и требует большого количества времени.
Физико-химические способы
После механической очистки применяется химическая обработка: селективное растворение, адсорбция и коагуляция. Современные методики практикуют ионно-обменную очистку.
Ввиду риска взаимодействия с комплексом присадок с химическими реактивами, они добавляются в основу масла после завершения всех этапов очистки.
Кроме того, плотность турбинного масла после добавления примесей не позволяет произвести качественное отделение вредных компонентов.