Преимущества и риски при переводе бюджетного учреждения в автономное учреждение

Что такое унитарное предприятие простыми словами

Унитарное предприятие (англ. «unitary enterprise») — это организация, созданная с целью получения прибыли, но не имеющая права собственности на переданное ей в пользование имущество. Им владеет государство, муниципальный орган или другая организация. Это главное отличие УП от остальных разновидностей организации деятельности предприятий.

Прежде чем приступить к детальному изучению особенностей работы унитарных организаций, стоит понять, к какой форме хозяйствования они относятся.

УП не обладает правами на имущество. Оно принадлежит одному владельцу, он и является единственным лицом, имеющим право продать его или воспользоваться в других целях.

Принадлежащие государству и унитарные компании относят к особой хозяйственной форме, которая требует соблюдения определенного перечня требований из законодательных актов. В момент создания такой разновидности компании, следует обязательно учесть, что в названии придётся указать собственника имущества. Также эти данные нужно прописать в уставе.

Имущество, переданное УП может принадлежать:

  • Одному из органов на местах;
  • Субъекту РФ;
  • Органам на местах;

Говоря простым языком, казённая собственность или принадлежащая другому юридическому лицу, передаётся организации для возможности работать в направлении, которое поможет покрыть потребности общества. Данное имущество необходимо для внедрения в производственный процесс и соответственно, для помощи в получении прибыли.

Ликвидация

При возникновении необходимости в ликвидации некоммерческой организации учредители должны владеть информацией о самой процедуре, о сроках ее проведения, необходимого для этого пакета документов и о лицах, имеющих право на участие в прекращении деятельности организации.

При добровольном, непринудительном прекращении деятельности АНО нужно поставить в известность управление Минюста, налоговые службы, территориальные отделения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.

Этапы процедуры ликвидации:

  1. Создание учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации АНО, ликвидационной комиссии, установление порядка и сроков проведения ликвидации.
  2. В СМИ размещается объявление о ликвидации некоммерческой организации.
  3. Составление бухгалтером промежуточного баланса, отражающего наличие долгов и должников, уплате всех налогов с отметкой налоговой службы.
  4. Работа с кредиторами, погашение всех задолженностей.

После этого отводится 2 месяца для подготовки ликвидационной документации.

Документы для ликвидации:

  • заявление о государственной регистрации АНО;
  • выписка из протокола общего собрания учредителей АНО с информацией о ликвидации;
  • промежуточный баланс;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • паспортные данные учредителей;
  • копия выписки из ЕГРЮЛ, содержащая сведения об изменениях;
  • подтверждение, опубликования в СМИ объявления о ликвидации;
  • документ, подтверждающий факт уничтожения печати;

По окончании этапа подготовки документации, пакет подаётся в государственные органы, уполномоченные вести дела по ликвидации некоммерческих организаций. После этого следует ожидать решения о ликвидации.

Виды НОУ

В контексте 237-ФЗ выделяют три самостоятельных понятия:

  1. Организация, предоставляющая образовательные услуги на постоянной основе, реализующая хотя бы одну образовательную программу и, как вариант, обеспечивающую содержание учеников/воспитанников.

  2. Образовательная организация – действующая на основании лицензии некоммерческая структура, для которой предоставление образовательных услуг – ключевой вид уставной деятельности.
  3. Осуществляющая обучение организация, для которой образовательная деятельность является дополнительной.

Ранее нормативно была определена следующая типология образовательных организаций:

  • дошкольные
  • общеобразовательные (от начального до полного общего образования)
  • начального, среднего, высшего, последипломного профобразования
  • дополнительного образования для совершеннолетнихкорректирующие (для учеников с ограниченными возможностями или отклонениями в развитии)
  • для фактических и социальных сирот
  • дополнительного образования для несовершеннолетних

237-ФЗ в текущей редакции не разделяет НОУ или образовательные организации на конкретные виды. Между тем, 237-ФЗ содержит ссылку на необходимость указания организационно-правовой формы и типа образовательной организации непосредственно в ее наименовании. Выделяют следующие виды НОУ:

  • дошкольные (детсад, ясли)
  • общеобразовательные (школа, интернат, гимназия)
  • профессиональная (техникум, лицей)
  • высшего образования (институт, академия)
  • дополнительного образования (дворец детского творчества, школ искусств)
  • организация дополнительного профобразования (институт повышения квалификации)

В зависимости от сферы деятельности, особенностей целевой аудитории и образовательной программы НОУ могут быть разных типов.

Регистрация АНО

Решение о создании Автономной некоммерческой организации принимает учредитель (учредители), а вот разрешение на регистрацию АНО или запрет регистрации — этот вопрос лежит в ведении федерального органа исполнительной власти.

Для регистрации АНО нужно подготовить такие документы:

  • заявление о намерении создать автономную некоммерческую организацию;
  • копии паспортов учредителей, если учредители – физические лица, или выписку из ЕГРЮЛ – если учредителями являются юридические лица;
  • копию паспорта будущего руководителя АНО;
  • перечень ОКВЭД;
  • сведения о месте нахождения организации;
  • квитанцию об уплате госпошлины;

Срок регистрации АНО – до 30 дней. Размер госпошлины – 4000 рублей. Стоимость услуги регистрации – 15000 рублей.

Преимущества и недостатки некоммерческих организаций

При формировании учредительных документов АНО следует внимательно отнестись к декларированию некоторых нюансов некоммерческой деятельности: разграничение уставной и коммерческой деятельности, порядок создания имущества с помощью членских и целевых взносов учредителей, статьи использования этих поступлений. Нескрупулезное отношение к регламентированию этих вопросов в Уставе организации может «плюсы» льготного налогообложения превратить в «минусы».

Проанализируем преимущества и недостатки некоммерческих организаций в сравнении с коммерческими по некоторым направлениям:

  1. Виды деятельности. Некоммерческая организация может осуществлять только деятельность, предусмотренную учредительными документами и в соответствии с поставленными перед ней целями. В то время как коммерческое предприятие может принимать участие в осуществлении любых видов деятельности, не запрещённых законодательством РФ. Кроме того, некоторые виды деятельности, например, банковская и дилерская, могут реализовывать только коммерческие организации.
  2. Извлечение прибыли. Целью создания коммерческой организации является извлечение прибыли. Некоммерческая организация тоже может заниматься предпринимательством, но она должна быть направлена на реализацию поставленных целей и задач.
  3. Распределение прибыли. Прибыль в коммерческих предприятиях распределяется между его участниками, в то время как законодательством запрещено распределение прибыли между учредителями АНО, она должна направляться на реализацию целей организации. Но все-таки учредители АНО могут извлекать выгоду из её деятельности в виде: учредители вместе с участниками АНО могут получать услуги и блага, продуцируемые организацией, либо заработную плату за выполнение конкретных обязанностей.
  4. Ответственность учредителей. Исходя из законодательно установленных правил, учредители не несут ответственности по обязательствам организации. Проигрывают в этом пункте те коммерческие и некоторые виды некоммерческих организаций, которым предусмотрена субсидиарная ответственность по обязательствам организации или предприятия.

Неустановленные виды деятельности.

Государственные органы следят за соответствием фактической деятельности АУ законодательно разрешенной и принимают меры в случае отклонения. Так, Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ было определено, что автономные учреждения, созданные для выполнения работ, оказания услуг в сферах, не предусмотренных ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ, в отношении которых до 01.01.2012 не принято решение о реорганизации, ликвидации или изменении их типа, становились бюджетными учреждениями с 01.01.2012.

Следующий пример связан с лишением АУ права осуществлять микрокредитование. Федеральным законом от 29.12.2015 № 407-ФЗ учреждениям, занятым микрофинансированием, был предоставлен год на сохранение их статуса при условии изменения организационно-правовой формы и приведении ее в соответствие с Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Кроме случаев общефедерального законодательного регулирования виды деятельности автономных есть многочисленные прецеденты, когда уставные цели отдельными актами признаются не соответствующими Закону № 174-ФЗ. Издание таких актов обусловлено заинтересованностью третьей стороны или нарушением прав других лиц. Чаще всего инициатором выступает Федеральная антимонопольная служба. Традиционные виды деятельности учреждений не связаны с извлечением прибыли и обычно не являются объектом исследования ФАС. В случае же создания АУ (с утверждением ему государственного или муниципального задания) на конкурентном рынке сужаются возможности участия физических и юридических лиц в оказании соответствующих услуг (выполнении работ), что приводит к ограничению их доступа к освоению бюджетных средств. Кроме того, наделение учреждений не свойственными им функциями зачастую приводит к созданию такого положения, при котором автономное учреждение совмещает функции хозяйствующего субъекта (деятельность, приносящая доход) и функции органа власти, органа местного самоуправления, что законодательно запрещено.

Проанализировав решения ФАС и арбитражную практику, обозначим наиболее уязвимые зоны относительно сфер деятельности АУ.

Руководитель в АНО

Руководитель или единоличный исполнительный орган АНО. Принято считать, что руководитель организации является ее управленцем. Для АНО это не совсем так. Руководитель — это единоличный исполнительный орган, а управление осуществляет учредитель АНО. Учредитель может поменять руководителя АНО без обоснования причины.

Руководителя АНО можно назначить максимум на 5 лет и у него также есть свои обязанности.

Руководитель АНО:

  1. Без доверенности действует от имени АНО, представляет ее во всех учреждениях, организациях и на предприятиях, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом;
  2. Представляет АНО в органах государственной власти, органах местного самоуправления, во всех государственных и частных учреждениях, предприятиях и организациях; 
  3. Представляет Учредителю отчет о деятельности АНО;
  4. Представляет в уполномоченный орган ежегодный отчет о деятельности Организации, содержащий сведения, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, в том числе, и о нарушениях требований законодательства, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению;
  5. Осуществляет подготовку информационных материалов о деятельности АНО и обеспечивает доступ заинтересованных лиц к таким материалам;
  6. Заключает трудовые и гражданско-правовые договоры и совершает другие юридические действия от имени АНО, открывает и закрывает счета в банках, подписывает договоры от имени АНО;
  7. Выдает доверенности на право представительства от имени АНО.

Выше приведен вариант компетенции Руководителя АНО, которая может быть предусмотрена Уставом. Действующим законодательством компетенция руководителя АНО не определена.

Более подробно о руководителе НКО Вы сможете узнать из нашей статьи.

Как распределяется полученная прибыль

Унитарные предприятия отличаются друг от друга особенностями финансовой деятельности. Согласно закону, УП могут заниматься распределением прибыли только после того, как будут оплачены налоги и внесены остальные обязательные платежи. Таким образом средства накопляются в стимулирующих и социальных фондах. Эти же средства могут пойти на пополнение уставного капитала предприятия.

После уплаты налогов, средства можно направить на развитие предприятия:

  • Модернизация имеющегося оборудования и строительство новых объектов;
  • Применение новейших разработок;
  • Пополнение штата высококлассными специалистами для развития хозяйственной и экономической деятельности;
  • Финансирование программ, направленных на защиту окружающей среды.

Реорганизация данного вида юридических лиц

Реорганизация подразумевает под собой прекращение тех предприятий, которые уже работают, а на базе их формирование новых. Законодательство прописывает такие варианты проведения реорганизации:

  1. Осуществление слияния;
  2. Осуществление разделения;
  3. Процесс присоединения;
  4. Процесс преобразования;
  5. Процесс выделения.

Когда имущественный комплекс находится в собственности у одного владельца, то в таком случае происходит слияние либо присоединение. Когда при осуществлении процесса разделения либо выделения появляется какое-то имущество, то оно будет принадлежать все тому же владельцу.

Когда произошла смена вида хозяйствующего субъекта либо имущество, ранее принадлежащее ему, передалось к иному владельцу государственного либо муниципального имущества, необходимо срочно внести изменения в уставные документы.

Учитывая вышесказанное, напрашивается вывод, что унитарные предприятия обладают гражданские права, которые относятся лишь к отдельному направлению их работы.

Организация питания в учебных заведениях.

Решениями Ханты-Мансийского УФАС от 20.12.2018 № 05-06/ТВ-7171 по делу № 05-06-12/2018 и № 05-06/ТВ-7172 по делу № 05-06-13/2018 установлено, что утверждение муниципального задания для МАУ в целях организации питания обучающихся образовательных учреждений не соответствует закону о конкуренции и разрешенным видам деятельности. В указанных целях МАУ «Комбинат по обслуживанию учреждений социальной сферы» получало из городского бюджета субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания. Вместе с тем п. 15 ч. 3 ст. 28 и ч. 1 ст. 37 Закона об образовании возлагают на образовательные учреждения обязанности по созданию необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников. Следовательно, вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях решаются непосредственно этими учреждениями. К полномочиям же органов местного самоуправления относится создание муниципальных образовательных учреждений.

Чтобы привести деятельность МАУ «Комбинат по обслуживанию учреждений социальной сферы» в соответствие Закону № 174-ФЗ, антимонопольный орган предписал исключить из устава такие виды деятельности:

  • организация оказания услуги общественного питания в учреждениях социальной сферы, в том числе общеобразовательных, дошкольных образовательных учреждениях, других муниципальных учреждениях;

  • услуги общественного питания;

  • услуги по изготовлению кулинарной продукции;

  • деятельность столовых при предприятиях и учреждениях;

  • поставка продуктов общественного питания.

Подобные доводы содержатся в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 18.10.2017 по делу №16-АПГ17-8, Определении ВАС РФ от 09.06.2012 по делу № А76-7399/2011, постановлениях АС ВВО от 15.06.2015 № Ф01-2018/2015, Ф01-2135/2015 по делу А28-10538/2014, ФАС ЦО от 05.04.2012 по делу № А14-3755/2011, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2010 по делам № А60-8597/2010, А60-8618/2010.

При других обстоятельствах (когда отсутствовали негативные последствия для конкурентной среды) судьи не усматривали нарушений в уставе МАУ, согласно которому целью деятельности учреждения являлось содействие организации питания в муниципальных образовательных учреждениях и муниципальных учреждениях здравоохранения, пропаганды принципов здорового и полноценного питания (Постановление ФАС СЗО от 04.10.2013 по делу № А13-11381/2012).

Недостатки

Компании, зарегистрированные как НКО, пользуются льготами, установленными государством. Однако есть очевидные минусы организаций такого типа:

  • Деятельность компании должна четко соответствовать целям, прописанным во внутренних документах.
  • Официальная регистрация проходит в сложной форме: для каждого вида компании некоммерческого направления собирается индивидуальный пакет документов.
  • Уставные документы составляются с учетом главных целей создания компании.
  • Заявитель несет ответственность за достоверность информации о задачах и направлении компании, указанной при регистрации.
  • Пункты документов проверяются регистрирующей инстанцией при Минюсте, а при малейших несоответствиях в регистрации отказывают.
  • Проверка документации в Минюсте занимает 2 недели.

Доход, полученный НКО, не распределяется между учредителями, а идет на финансирование целей организации (за исключением потребительского кооператива).

Минусы автономии

Наряду с преимуществами есть риски и обязательства, которые можно отнести к минусам автономного типа:

  • Риски бюджетного финансирования. Автономные бюджетники зависимы от финансов учредителя. При несвоевременном их перечислении работа осложняется. Кроме того, учредитель может уменьшить объем государственного (муниципального) задания, тогда уменьшится и финансирование. В этой ситуации руководителю придется предпринимать меры по корректировке штатного расписания, сокращению расходов.
  • Имущественные ограничения. Учредитель передает в оперативное управление недвижимое и особо ценное имущество. Он также может перечислить средства на покупку этого вида имущества. Учреждение обладает правом использовать его для решения первоочередных задач, но собственником остается государственный или муниципальный орган власти. За организацией закреплена обязанность обеспечить сохранность и учет имущества, она не имеет права распоряжаться им без согласования собственника.
  • Ответственность по обязательствам. Учредитель предоставляет учреждению денежные, имущественные и земельные ресурсы, но не отвечает по его обязательствам. Риски по выполнению условий договоров, кредитных сделок ложатся на организацию.
  • Жесткий контроль. Ключевая задача учреждения — это оказание услуг. Их своевременность, качество и безопасность контролируют: учредитель, общественность, надзорные органы.Учредитель следит за полнотой и своевременностью исполнения обязательств учреждения по государственному (муниципальному) заданию. Общественность разделяет полномочия по управлению и контролирует работу организации через наблюдательный совет — обязательный орган управления в автономной форме. Надзорные структуры следят за качеством и безопасностью оказываемых услуг, за бухгалтерской деятельностью.
  • Необходимая публичность. Работа по предоставлению услуг в бюджетной сфере должна быть прозрачной. Общественность имеет право ознакамливаться с регламентирующими документами, отчетами о работе учреждения. Для этого создается интернет-ресурс, обязательный для учреждения, на котором публикуются: документы по созданию юридического лица, устав, государственное (муниципальное) задание, документы по финансовым, хозяйственным и бухгалтерским процессам, информация о закупках, о результатах работы, об эффективности использования закрепленного имущества, о проверках надзорных органов, другие документы.

Ооо или ано плюсы и минусы – юридические советы

Автономная некоммерческая организация (АНО) – организация, не имеющая членства, существующая за счёт добровольных взносов, целью которой является предоставление услуг в области науки, культуры, здравоохранения и образования, физкультуры и спорта.

Учредителями такой организации могут быть как физические, так и юридические лица. Законодательство устанавливает за АНО некоммерческий статус деятельности. Это значит, что учредители не ориентируются на получение прибыли при создании организации.

Граждане объединяются в организацию для реализации целей, поставленных в сферах здравоохранения, культуры, спорта, благотворительности и защиты прав граждан. Такие объединения могут заниматься коммерческой деятельностью, только если она направлена на реализацию задач, поставленных организацией.

В качестве примера автономных некоммерческих организаций можно назвать частные детские сады и школы, клиники и больницы, клубы и кружки по интересам, спортивные школы и благотворительные общества.

Государство поощрительно относится к открытию и функционированию некоммерческих организаций, предоставляя им право льготного налогообложения.

Формы и виды УП

Основные виды унитарных организаций:

  • ФГУП. Организация, за которой закрепляется федеральное имущество. 25% прибили организации должны направлять ежегодно в государственный бюджет;
  • ГУП. Имущество принадлежит другим юридическим лицам, чья главная цель, это получение дохода;
  • МУП. Создаются на федеральном или региональном уровне.

Объединения, созданное по инициативе государства или местными органами, можно разделить в зависимости от размера уставного капитала. Если это городская или региональная единая организация, уставной капитал не должен превышать 1000 минимумов ежемесячной зарплаты согласно МРОТ. Компании, созданные по инициативе государства могут владеть капиталом в более чем 5000 минимумов.

УП зачастую работают по одной из таких схем:

  • На праве хозяйственного ведения. В основном, такая организация производит необходимые для населения услуги или товары;
  • На базе оперативного управления.

Если главная цель организации, это получение прибыли, она вправе подписывать контракты, и на основании данного соглашения, передать часть имущества другому юридическому лицу, но только в том случае, если оно не использовалась. Если это государственное предприятие, оно может осуществлять подобные процедуры только после того, как получит соответствующее разрешение. Кроме вышеперечисленных разновидностей, УП могут быть производственными, коммунальными, сельскохозяйственными и частными.

Реорганизация и ликвидация предприятия

Все действия, которые осуществляются в отношении предприятия, должны согласовываться на общем собрании учредителей, то есть коллективно.

Как проходит корпоративная реорганизация? При желании автономная некоммерческая организация может быть преобразована в фонд, но окончательное решение по этому поводу принимает высший орган. Более того, реорганизация вполне возможна в форме присоединения, трансформации, разделения и слияния.

Ликвидация может осуществляться не только с согласия учредителей организации, но и по решению уполномоченного органа. Кредиторы вправе заявить свои требования в течение не менее двух месяцев с даты публикации данных о ликвидации общества. Назначенная ликвидационная комиссия должна уведомить кредиторов о ликвидации ANO и принять меры для их идентификации и получения их требований.

Плюсы и минусы

Стабильная зарплата устраивает далеко не каждого

Данные субъекты обладают такими плюсами:

  • Их формируют для того, чтобы они могли находить решение на поставленные вопросы.
  • Наряду с иными прибыльными организациями они выступают наиболее устойчивыми, так как они ведут свою работу в том направлении, где почти нет конкурентов в виде частных предпринимателей.
  • Также указанные субъекты располагают помощью со стороны государственных органов, которые не дают им возможности обанкротиться. Они осуществляют своевременную оплату труда своим работникам. А это значительно повышает их рейтинг.

Однако, как и везде тут тоже есть минусы. Если их анализировать с экономической стороны, то они не эффективны. Уровень заработной платы у них стабилен, а поэтому не повышается, что ведет к уменьшению продуктивности в работе, так как теряется интерес со стороны своих же работников. Также тут наблюдается использование собственных ресурсов для получения выгоды, поэтому развивается бюрократическая система.

Преимущества и недостатки некоммерческих организаций

При формировании учредительных документов АНО следует внимательно отнестись к декларированию некоторых нюансов некоммерческой деятельности: разграничение уставной и коммерческой деятельности, порядок создания имущества с помощью членских и целевых взносов учредителей, статьи использования этих поступлений. Нескрупулезное отношение к регламентированию этих вопросов в Уставе организации может «плюсы» льготного налогообложения превратить в «минусы».

Проанализируем преимущества и недостатки некоммерческих организаций в сравнении с коммерческими по некоторым направлениям:

  1. Виды деятельности. Некоммерческая организация может осуществлять только деятельность, предусмотренную учредительными документами и в соответствии с поставленными перед ней целями. В то время как коммерческое предприятие может принимать участие в осуществлении любых видов деятельности, не запрещённых законодательством РФ. Кроме того, некоторые виды деятельности, например, банковская и дилерская, могут реализовывать только коммерческие организации.
  2. Извлечение прибыли. Целью создания коммерческой организации является извлечение прибыли. Некоммерческая организация тоже может заниматься предпринимательством, но она должна быть направлена на реализацию поставленных целей и задач.
  3. Распределение прибыли. Прибыль в коммерческих предприятиях распределяется между его участниками, в то время как законодательством запрещено распределение прибыли между учредителями АНО, она должна направляться на реализацию целей организации. Но все-таки учредители АНО могут извлекать выгоду из её деятельности в виде: учредители вместе с участниками АНО могут получать услуги и блага, продуцируемые организацией, либо заработную плату за выполнение конкретных обязанностей.
  4. Ответственность учредителей. Исходя из законодательно установленных правил, учредители не несут ответственности по обязательствам организации. Проигрывают в этом пункте те коммерческие и некоторые виды некоммерческих организаций, которым предусмотрена субсидиарная ответственность по обязательствам организации или предприятия.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Определение понятий

Для того чтобы понять разницу между организациями и формами их управления, нужно знать определения каждого из них. Автономным принято называть такое учреждение, которое является некоммерческим по форме деятельности. Выполнение работ связано с оказанием услуг в различных отраслях человеческой деятельности. Организация создается РФ или субъектом.

Если речь идет о бюджетной форме, то такая организация также является некоммерческой. Основные формы предоставления услуг связаны с образованием, спортом и культурным развитием, а также с социальной сферой. Находится организация в РФ.

Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения

Аккредитация

Образовательная деятельность в России подлежит лицензированию. Лицензия обязательна к получению для организаций, которые обучают по программам дошкольного, общего, последипломного, дополнительного образования. Кроме того, лицензия нужна для профориентации, оказания услуг военного образования, подготовки научных кадров.

В России не подлежит лицензированию только индивидуальная трудовая деятельность, связанная с оказанием образовательных услуг, организация и проведение разовых лекций, семинаров и мастер-классов, если по их окончании не выдаются документы об образовании повышении квалификации. В силу ст. 33 237-ФЗ образовательные лицензии бессрочны.

НОУ подлежат обязательной аттестации, которая является формой государственного и социального контроля за деятельностью образовательных учреждений. Суть процедуры сводится к установлению соответствия содержания образовательных программ, уровня и качества подготовки выпускников всем требованиям госстандартов.

Аккредитация НОУ проводится Минобрнауки России на договорной основе. Инициирует аттестацию само НОУ, в связи с запасом права выдачи документов об образовании гособразца. Аттестация включает такие этапы:

  • самообследование
  • внешняя аттестационная экспертиза
  • вынесение комиссионного решения

Аккредитация – это официальное признание факта соответствия образовательных услуг НОУ госстандартам. Главнейшим последствием аккредитации НОУ является их включение в систему централизованного государственного или муниципального финансирования. Кроме государственной аккредитации, проводимой органами государственной власти в значительном порядке существует также общественная аккредитация.

Таким образом, НОУ – это некоммерческая негосударственная организация, за плату предоставляющая образовательные услуги на договорной основе. НОУ могут функционировать в разных сегментах рынка от дошкольного до профессионально-технического. Однако наибольшее количество НОУ в РФ являются ВУЗами.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Ликвидация

При возникновении необходимости в ликвидации некоммерческой организации учредители должны владеть информацией о самой процедуре, о сроках ее проведения, необходимого для этого пакета документов и о лицах, имеющих право на участие в прекращении деятельности организации.

При добровольном, непринудительном прекращении деятельности АНО нужно поставить в известность управление Минюста, налоговые службы, территориальные отделения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.

Этапы процедуры ликвидации:

  1. Создание учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации АНО, ликвидационной комиссии, установление порядка и сроков проведения ликвидации.
  2. В СМИ размещается объявление о ликвидации некоммерческой организации.
  3. Составление бухгалтером промежуточного баланса, отражающего наличие долгов и должников, уплате всех налогов с отметкой налоговой службы.
  4. Работа с кредиторами, погашение всех задолженностей.

После этого отводится 2 месяца для подготовки ликвидационной документации.

Инициировать ликвидацию АНО может и управление Минюста в случаях отсутствия со стороны организации деятельности, декларируемой её Уставом. Ликвидация проводится решением суда без обязательного присутствия учредителей АНО.

Документы для ликвидации:

  • заявление о государственной регистрации АНО;
  • выписка из протокола общего собрания учредителей АНО с информацией о ликвидации;
  • промежуточный баланс;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • паспортные данные учредителей;
  • копия выписки из ЕГРЮЛ, содержащая сведения об изменениях;
  • подтверждение, опубликования в СМИ объявления о ликвидации;
  • документ, подтверждающий факт уничтожения печати;

По окончании этапа подготовки документации, пакет подаётся в государственные органы, уполномоченные вести дела по ликвидации некоммерческих организаций. После этого следует ожидать решения о ликвидации.

Автономная некоммерческая организация: образование и регистрация

Существенная разница между регистрацией ANO заключается в том, что сначала создается организация, а только после этого она регистрируется. Как было сказано выше, учредителями бизнеса могут быть как физические, так и юридические лица.

Решение о создании АНО принимается коллективно на собрании учредителей или независимо от единственного учредителя. Пакет документов для регистрации в компетентном органе необходимо подать не позднее 3 месяцев с первого дня существования компании. Государственная пошлина за регистрацию АНО уплачивается до подачи документов.

После сбора и утверждения всех необходимых документов, уплаты государственной пошлины и предоставления копий дополнительных документов, которые могут потребоваться, учредителям выдается решение. При положительном ответе все данные в установленном порядке должны быть внесены в Единый реестр юридических лиц.

Регистрация АНО

Решение о создании Автономной некоммерческой организации принимает учредитель (учредители), а вот разрешение на регистрацию АНО или запрет регистрации — этот вопрос лежит в ведении федерального органа исполнительной власти.

Для регистрации АНО нужно подготовить такие документы:

  • заявление о намерении создать автономную некоммерческую организацию;
  • копии паспортов учредителей, если учредители – физические лица, или выписку из ЕГРЮЛ – если учредителями являются юридические лица;
  • копию паспорта будущего руководителя АНО;
  • перечень ОКВЭД;
  • сведения о месте нахождения организации;
  • квитанцию об уплате госпошлины;

Срок регистрации АНО – до 30 дней. Размер госпошлины – 4000 рублей. Стоимость услуги регистрации – 15000 рублей.

Заключение

При определении правовой формы для регистрации компании предприниматель должен рассматривать НКО наравне с традиционными форматами создания компаний. Если цели создания организации соответствуют правилам образования некоммерческой структуры, бизнесмену будет выгодно сформировать НКО и пользоваться льготами, предусмотренными государством.

При образовании некоммерческой организации следует внимательно подходить к разработке внутренних документов. В учредительной документации должен прописываться порядок формирования имущества в виде взносов, пожертвований, целевое использование этих средств. Также четко разграничивается предпринимательская и уставная деятельность НКО. Если эти пункты разработаны неправильно или упущены, льготы государства и преимущества НКО перед коммерческими структурами могут обернуться существенными минусами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
M-polo
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: