Молибден

Месторождения в России и мире

Российская Федерация обладает значительной сырьевой базой молибденовых руд. Абсолютное большинство этих запасов сосредоточено в Карело-Кольской, Северо-Кавказской, Алтае-Саянской, Западно- и Восточно-Забайкальских провинциях. Также имеются залежи на территории Якутии и Чукотки.

Крупнейшими российскими месторождениями молибдена являются:

  • Агаскрырское и Сорское в республике Хакасия.
  • Бугдаинское и Жирекенское в Забайкальском крае.
  • Мало-Ойногорское и Орекитканское в республике Бурятия.
  • Тырныаузское в Кабардино-Балкарской республике.

Богаты молибденовыми рудами и другие государства. Так, список коренных уникальных и очень крупных месторождений по странам мира включает в себя:

  • Гендерсон и Клаймакс в США.
  • Коктенкольское в Казахстане.
  • Чукикамата на территории Чили.
  • Эрдэнэтийн-Обо в Монголии.

Тушение горючих жидкостей

Горючие жидкости тушат на начальной стадии пожара как ручными/переносными, так и передвижными воздушно-пенными, порошковыми, воздушно-эмульсионными огнетушителями; используют противопожарное полотно, кошму, накидывая его на очаг возгорания.

Подробная статья: Виды огнетушителей

Тушение пожаров класса В, согласно нормам, производят следующими огнетушащими веществами:

  • Воздушно-механической пеной, получаемой из водных растворов пенообразователя. Для тушения производственных, складских помещений зданий особенно эффективны пенные установки пожаротушения.
  • Огнетушащим порошком, для чего используют порошковые системы пожаротушения.
  • Используют установки пожаротушения тонкораспыленной водой для небольших по площади, объему помещений, отсеков, например, расходных складов ГСМ, моторных отделений.

Применение распылённой воды для тушения пламени бензина и других ГЖ, имеющих низкую температуру вспышки, затруднено, так как капли воды не могут охладить нагретый поверхностный слой ниже температуры вспышки. Решающим фактором механизма огнетушащего действия ВМП является изолирующая способность пены.

При покрытии зеркала горения жидкости пеной прекращается поступление паров жидкости в зону горения, и горение прекращается. Помимо этого, пена охлаждает прогретый слой жидкости выделяющейся жидкой фазой — отсеком. Чем мельче пузырьки пены и больше поверхностное натяжение раствора пенообразователя, тем выше изолирующая способность пены. Неоднородность структуры, крупные пузырьки снижают эффективность пены.

Ликвидация очагов возгорания ЛВЖ, ГЖ производится и комбинированными системами пожаротушения для особо важных объектов защиты; а также для помещений с различными по свойствам видами пожарной нагрузки, ликвидировать горение которых одним огнетушащим агентом сложно или невозможно.

Таблица интенсивности подачи 6-ти процентного раствора при тушении горючих жидкостей воздушно-механической пеной на основе пенообразователя ПО-1

Согласно “Справочника руководителя тушения пожара”, Москва, Стройиздат, 1987. В.П. Иванников, П.П. Клюс,

Вещества

Интенсивность подачи раствора л/(с*м2)
Пена средней кратности Пена низкой кратности
Разлитый нефтепродукт из аппаратов технологической установки, в помещениях, траншеях, технологических лотках 0,1 0,26
Тарные хранилища горючих и смазочных материалов 1
Горючая жидкость на бетоне 0,08 0,15
Горючая жидкость на грунте 0,25 0,16
Нефтепродукты первого разряда (температура вспышки ниже 28 °С) 0,15
Нефтепродукты второго и третьего разрядов (температура вспышки 28 СС и выше) 0,1
Бензин, лигроин, керосин тракторный и другие с температурой вспышки ниже 28 0С; 0,08 0,12*
Керосин осветительный и другие с температурой вспышки 28 °С и выше 0,05 0,15
Мазуты и масла 0,05 0,1
Нефть в резервуарах 0,05 0,12*
Нефть и конденсат вокруг скважины фонтана 0,06 0,15
Разлившаяся горючая жидкость на территории, в траншеях и технологических лотках (при обычной температуре вытекающей жидкости) 0,05 0,15
Этиловый спирт в резервуарах, предварительно разбавленный водой до 70 % (подача 10 % раствора на основе ПО-1С) 0,35

Примечания:

Звездочкой обозначено, что тушение пеной низкой кратности нефти и нефтепродуктов с температурой вспышки ниже 280 С допускается в резервуарах до 1000 м3, исключая низкие уровни (более 2 м от верхней кромки борта резервуара).

При тушении нефтепродуктов с применением пенообразователя ПО-1Д интенсивность подачи пенообразующего раствора увеличивается в 1,5 раза.

Химические свойства

Молибден, химические свойства которого приведены ниже, имеет следующие характеристики:

  • радиус валентности — 130·10-12 м;
  • ионный радиус — (+6e) 62 (+4e) 70·10-12 м;
  • электрическая отрицательность — 2,15;
  • потенциал электрический – 0;
  • валентности при окислении — 2-3-4-5-6
  • валентность молибдена – 6;
  • температура начала окисления — 400°С;
  • окисление до МоО3 при температуре — 600°С и выше;
  • реакция с водородом – нейтральная;
  • температура реакции с хлором – 250°С;
  • температура реакции с фтором – комнатная;
  • температура реакции с серой – 440°С;
  • температура реакции с азотом — 1500°С.

С кислородом элемент образует два основных оксида:

  • МоО3 – кристаллическая форма белого цвета
  • МоО2 – серебристого цвета.

Молибден MoS2

Свойства растворимости молибдена в химических растворах: растворим в щелочах и кислотах при нагревании. Это способствует получению различных соединений или его очищению.

Производство молибдена

Молибден производится путем окислительного обжига стандартных молибденитовых концентратов, в составе которых содержание чистого вещества, без учета присутствующих примесей, достигает 47-50%. Во время данного процесса температура поддерживается в районе 570-6000С. Для этого используются многоподовые печи или печи кипящего слоя.

Однако, это, можно сказать, финишная прямая на пути получения вещества. Предшествующим этому этапом является обогащение руды флотационным методом. Перед флотацией осуществляется дробление руды. Данный процесс позволяет на выходе получить концентрат, в котором содержится порядка 10% вещества. После этого осуществляется следующий этап флотации уже полученного концентрата – селективная, при которой применяются специальные реагенты, в результате чего путем селективного отделения от других сульфидов удается получить МоS2. Для получения молибденового концентрата высокого качества, содержание молибдена в котором достигает 48-58%, весь производственный цикл повторяется 5-6 раз, используя при этом промежуточное измельчение.

Главное место среди всех этапов химической переработки концентрата отводится обжигу, позволяющему удалить нежелательные примеси в виде серы, воды, а также остаточных частиц флотореагентов. В случае присутствия в составе концентрата рения, во время обжига получается летучий оксид Re2O7, удаляющийся вместе с печными газами.

Таким образом, при обжиге дисульфид молибдена окисляется до триоксида 2MoS2 + 7O2 = 2MoO3 + 4SO2. Кроме этого, в процессе также происходит много побочных реакций, которые имеют существенное влияние на дальнейшее получение молибдена:

  • 6CuFeS2 + 19O2 = 2Fe3O4 + 6CuO + 12SO2
  • MoO3 + CaCO3 = CaMoO4 + CO2
  • MoO3 + CuO = CuMoO4
  • MoO3 + PbO = PbMoO4.

На то, насколько эффективным будет обжиг, влияет ряд факторов, основным их которых выступает степень измельчения концентрата.

Полученный с содержанием молибденового ангидрида огарок переводится в парамолибдат аммония или чистый MoO­3, которые в последствии позволяют получить любые молибденовые соединения, даже с максимальной очисткой.

При получении металла также пользуется популярностью аммиачный способ, суть которого заключается в растворении молибденового ангидрида в 8-10% водном аммиаке. При этом большая часть содержащихся в огарке примесей, остаются нерастворенными. Этот метод при определенных условиях позволяет получить около 80-95% молибдена. Та часть MoO3, которая осталась в огарке, перерабатывается дополнительно.

Еще одним способом, позволяющим получить металл, является возгонка из огарков при температурах 900-10000С. Посредством данного метода возможно получить на 99,95% чистый MoO3.

Для получения металлического молибдена используется восстановительный метод, когда восстановление MoO3 происходит в токе сухого водорода. Для этого процесса применяют специальные трубчатые печи, температура в которых достигает на первой стадии восстановления 7000С, а на второй – 10000С.

Молибден

Молибден по классификации в периодической таблице Менделеева относится к IV группе элементов. Имеет атомарный номер 42, а масса его атома равна 95,94. принято обозначать символом «Мо».

Молибден – это редкоземельный металл. Его объем составляет порядка 0,00011% от общей массы земли. В чистом виде имеет стальной сероватый цвет, в диспергированном – серовато-черный.

Молибден, как металл, в природе не встречается. Он содержится в минералах, которых на сегодняшний день известно порядка двадцати. Преимущественно это молибдаты, которые образуются в кислотной магме и гранитоидах.

Молибден

Получение молибдена

Сырье, из которого производится металлический молибден – молибденовые концентраты. В их составе данного элемента содержится около 50%. Также в них содержатся: сера ~ 30%, оксид кремния (до 9%) и около 20% прочих примесей.

Предварительно концентрат обжигают с целью дополнительного окисления. Процесс проводят в печах двух типов: многоподовых или кипящего слоя. Температура обжига 570 °С — 600 °С. В результате чего получается огарок — МоО3 и примеси.

На следующем этапе удаляют примеси для получения чистого оксида молибдена. Применяются два способа:

  1. Возгонка при температуре 950 °С — 1100 °С.
  2. Химическое выщелачивание. Суть способа в том, что при взаимодействии с аммиачной водой устраняются примеси меди и железа и получается карбид молибдена, который кристаллизуют выпаркой или нейтрализацией. Далее карбид нагревают и выдерживают при температуре до 500°С. На выходе – чистый оксид МоО3, в котором содержание примесей всего 0,05%.

Производство молибдена основано на восстановлении МоО3. Процесс проводят в два этапа:

  1. В трубчатой печи при температуре 550°С — 700°С в потоке сухого водорода происходит отделение атомов кислорода.
  2. Далее температура поднимается до 900°С — 1000°С и происходит окончательное восстановление. Полученный металл находится в виде порошка.

Для получения монолитного металла пользуются плавлением или спеканием порошка. Плавку используют, когда получают заготовки массой от 500 кг. Процесс производят в дуговых печах с охлаждаемым тигелем, в который подается расходуемый электрод из ранее спеченных штабиков.

Известно около 20 минералов молибдена. Важнейшие из них: молибденит MoS2 (60 % Mo), повеллит CaMoO4 (48 % Mo), молибдит Fe(MoO4)3·nH2O (60 % Mo) и вульфенит PbMoO4.

Месторождения

Крупные месторождения молибдена известны в США, Мексике, Чили, Канаде, Австралии, Норвегии, России. В России молибден выпускают на Сорском ферромолибденовом заводе. Более 7 % от мировых запасов молибдена расположены в Армении, причем 90 % из них сосредоточены в Каджаранском медно-молибденовом месторождении.

В космосе

Аномально высокое содержание молибдена наблюдается в звёздных образованиях, состоящих из красного гиганта (или сверхгиганта), внутри которого находится нейтронная звезда — объектах Ландау — Торна — Житковой.

Добыча

Залежи молибдена и его добыча по странамСтранаЗалежи (тыс. т)20012002200320042005200620072014

США 2700 37,6 32,3 29,9 41,5 58,0 59,8 59,4 68,2
Китай 3000 28,2 30,33 32,22 29,0 40,0 43,94 46,0 103,0
Чили 1905 33,5 29,5 33,4 41,48 47,75 43,28 41,1 48,8
Перу 850 8,35 8,32 9,63 9,6 17,32 17,21 17,25 17,0
Канада 95 8,56 7,95 8,89 5,7 7,91 7,27 8,0 9,7
Россия 360 3,93 4,29 3,57 3,11 3,84 3,94 4,16 4,8
Мексика 135 5,52 3,43 3,52 3,7 4,25 2,52 4,0 14,4
Армения 635 3,4 3,6 3,5 3,0 2,75 3,0 3,0 7,1
Иран 120 2,6 2,4 2,4 1,5 2,0 2,0 2,5 4,0
Монголия 294 1,42 1,59 1,6 1,7 1,19 1,2 1,5 2,0
Узбекистан 203 0,58 0,5 0,5 0,5 0,57 0,6 0,5 0,5
Болгария 10 0,4 0,4 0,2 0,2 0,2 0,4 0,4 ?
Казахстан 130 0,09 0,05 0,05 0,23 0,23 0,25 0,4
Киргизия 100 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 ?
Прочие 1002
Итого 11539 134,4 124,91 129,63 141,47 186,26 185,66 188,71

Генетические группы и промышленные типы месторождений

1. Контактово-метасоматические (скарновые).

2. Гидротермальные.

А. Высокотемпературные (грейзеновые).Б. Среднетемпературные.а. кварц-молибденитовые.б. кварц-сфалерит-галенит-молибденитовые.в. кварц-халькопирит-молибденитовые (меднопорфировые руды).г. настуран-молибденитовые.

Получение

Промышленное получение молибдена начинается с обогащения руд флотационным методом. Полученный концентрат обжигают до образования оксида MoO3:

2MoS2 + 7O2 ⟶ 2MoO3 + 4SO2 ,

который подвергают дополнительной очистке. Далее MoO3 восстанавливают водородом:

MoO3 + 3H2 ⟶ Mo + 3H2O

Полученные заготовки обрабатывают давлением (ковка, прокатка, протяжка).

Особенности молибдена

Молибден, переходной металл, обладающий хорошей ковкостью. Ему выделена 42 позиция в системе Д.И. Менделеева. Данный материал меняет цвет в зависимости от состояния: при компактном – серо-стальной, при дисперсгированном – черно-серый. Достигая температуры 26200С, молибден плавится, а при 46300С – кипит. Что касается плотности данного материала – она достигает значения 10,2 г/см3. Земная кора на 3×10-4% состоит из молибдена. Есть множество силикатов, которые содержат этот материал, но в образцовом виде чистого металла его нет.

Появление молибдена

Молибден получил ученый щвед Карл Шеел в 1778 году, который был представлен оксидом данного металла. Образец металлического материал был добыт в химической лаборатории в 1817 году шведским химиком-ученым Й. Берцелиусом.

Впервые пытались применить молибден в области металлургии. Производить данный материал начали в 1910 году, когда поняли на сколько хороша сталь, присадкой которой выступает данный металл. Со временнем, смогли разработать технологию, за счет которой удалось получать тугоплавкие металлы в компактном виде.

Применение

Сегодня молибденовые смазки, помимо промышленного применения, широко используются автомобилистами и отлично зарекомендовали себя.

При этом следует четко понимать, что такие смазки – составы узкоспециальные, и не пытаться применять их не по назначению. Смазки с молибденом хорошо подходят для подшипников ступиц, сводя трение к минимуму и повышая износостойкость. Ресурс смазки такой же, как и у самого подшипника и рассчитан приблизительно на 100000 км.

Молибденовые смазки также успешно применяются в шарнирах, шестернях, зубчатых рейках, ШРУСах.

Применяются они и в подшипниках, исключая высокоскоростные. Очень хорошо переносят ударные нагрузки.

Специалисты настоятельно рекомендуют применять молибденовые смазки для дроссельных заслонок. Смазки повышают герметичность, выравнивают ход заслонки и очень успешно противостоят коррозии.

Смазки из молибденита хорошо подходят для приработки между собой новых деталей, например, после капремонта и отлично защищают взаимодействующие друг с другом детали, работающие при высоких нагрузках.

А вот применять в двигателях определенно не стоит. По сути, они представляют собой раствор с не растворенными, а плавающими в нем частицами дисульфида молибдена. Попадание этих частиц в поршневую систему вызывает ее закоксовку. К тому же, некоторые присадки в топливе начинают активно взаимодействовать с молибденитом до того, как он распределится по поверхности, образовав пленку. Образующиеся в результате этой реакции крупные молекулы оседают на масляном фильтре, со временем загрязняя его, а в перспективе – весь двигатель в целом.

Изначально молибденовые смазки выпускались в виде мазей с основой из органического или синтетического масла, кальциевого мыла в качестве загустителя и самого дисульфида молибдена.

Спрей распыляется на поверхность тончайшим слоем, и этот слой отлично выполняет свои функции.

Выпускаются также молибденовые покрытия в виде сухого порошка, состоящего из чистого диоксида молибдена, без каких-либо примесей. Такой порошок создает сухую смазочную пленку, которая, помимо всего прочего, надежно защищает поверхность от различного вида загрязнений.

В некоторых моторных маслах используются присадки, содержащие дисульфид молибдена, однако споры о положительном или отрицательном воздействии таких масел на двигатель автомобиля пока не прекратились, поэтому применять такие масла или нет – личное дело каждого.

Выбор молибденовых смазок сегодня довольно обширен, ориентироваться при покупке лучше на заслуженные бренды и официальные магазины.

Помимо импортных производителей, также заслуженно пользуются популярностью некоторые отечественные смазки, например, производства Suprotec (Санкт-Петербург) и Технохим (Смоленск). Их характеристики не уступают зарубежным аналогам, а цены отличаются в лучшую сторону.

Предыдущая

Смазка ШРБ-4

Следующая

Литиевая смазка

Область применения молибдена

Молибден добавляется в состав стали вместе с рядом других элементов. Процентное содержание определяет тип, полученного продукта: легированная (0,1 — 0,3 %) или инструментальная (3 — 10 %) сталь.

Роль молибдена в подобных сплавах – улучшение закаливания прокаливания. Он делает сплавы железа и углерода более прочными, повышает их сопротивляемость износу. Ферромолибдена содержит 55 — 70% молибдена. Именно его впоследствии используют, когда легируют сталь. Это направление остается основным в применении металла.

Ленты из молибдена

Лишь 30% добытого молибдена находит место в промышленности, как чистый металл или сплав, где он сохраняет свою первенствующую значимость. Его используют при производстве ядерных реакторов, обшивок космических кораблей.

Определение кинематической вязкости нефтепродукта в капиллярных вискозиметрах

Приборы для определения вязкости называются вискозиметрами. Чаще всего для определения кинематической вязкости по ГОСТ 33-82 пользуются стеклянными вискозиметрами типа.

Пинкевича и ВПЖТ-2 с помощью которых измеряют кинематическую вязкость продуктов при положительных и отрицательных значениях температуры. В основе метода лежит известная формула Пуазейля для динамической вязкости:

n=(3.14Pr4/8LV ) t

где

  • Р – давление, при котором происходит истечение жидкости из капилляра
  • r – радиус капилляра
  • L – длина капилляра
  • V – объем жидкости, протекающей через капилляр
  • t – время истечения жидкости в объеме V.

Эффект молибденового дисульфида

Присадка с молибденом не осаждается на моторных деталях. Она формирует тонкую пленочку, которая не переполняет зазоры, не нарушает циркуляцию смазки. Пленка образуется лишь в том случае, если регулярно использовать, к примеру, присадку Ликви Моли с молибденом. Когда автомобилист перестает использовать порошок и начинает лить обычное автомасло, пленочка подвергается износу. Из-за этого увеличивается число задиров и изнашивание мотора.

Выпускаемые сегодня моторные смазки хорошо противостоят задирам и износу. Благодаря автомобильным присадкам Liqui Moly, «Хадо», «Маннол» можно формировать повторные антиударные слои.

Присадка ликви-моли

Кроме обычных водителей, добавки Liqui Moly используются:

  • в производстве, осуществляемом в высокотемпературных условиях;
  • для смазывания различных материалов;
  • для увеличения плотности пластических веществ.

Рекомендуем: Удаление ржавчины с кузова автомобиля своими руками

Хранение горючих жидкостей

Как правильно хранить ЛВЖ и ГЖ жидкости, наверное этим вопросом задается большинство людей. Ответ можно найти в «Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности” от 22.07.2008 № 123-ФЗ», в таблице 14 Категории складов для хранения нефти и нефтепродуктов. Более подробная информация по хранению и расстоянию до объектов, представлена в СНиП 2.11.03-93 Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы. (СП 110.13330.2011)

Согласно ППР (вместе с “Правилами противопожарного режима в Российской Федерации”): на объектах защиты запрещается хранить и применять на чердаках, в подвалах и цокольных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы, кроме случаев, предусмотренных нормативными документами по пожарной безопасности в сфере технического регулирования.

Другими словами хранение горючих веществ в больших объемах вне специально отведенных местах – является грубым нарушением правил пожарной безопасности.

 Дополнительно: образец инструкции о мерах пожарной безопасности при хранении горючих и легковоспламеняющихся жидкостей Вы можете скачать после статьи. 

Когда нужно использовать

Молибденовая присадка включает в свой состав активное вещество – дисульфид молибдена. Его защитные качества известны миру ещё с начала предыдущего столетия. Сначала его активно начали использовать для добавки в танки. Даже значительное повреждение не было особым препятствием для того, чтобы добраться до ближайшей ремонтной станции. После этого была протестирована работа молибдена в автомобильных моторных маслах. Результат оказался положительным. Именно поэтому сейчас они повсеместно используются для повышения защиты деталей двигателя.

Значительная часть недовольных результатом покупателей неправильно их использует. Молибденовая присадка в моторном масле нового двигателя не покажет хороших изменений. Предназначена она для случаев, когда автомобиль эксплуатируется нерегулярно и в небольших пробегах. При постоянной нагрузке на поверхностях деталей остаётся нагар. Также молибден смешивается с маслами при высокой температуре. Из-за этого поршневые кольца закоксовываются значительно быстрее. Чтобы понять, когда следует добавлять молибденовую присадку, необходимо ознакомиться с принципом действия вещества.

Выбор катализатора

Стандартными катализаторами гидрообессеривания являются никель-молебденовые и кобальт-молибденовые катализаторы, нанесенные на оксид алюминия, но есть еще много доступных типов. В процессе гидрообессеривания сера в сероорганических соединениях преобразуется в Н2Ѕ.

Выбор одного типа катализатора по сравнению с другим зависит от применения. Вообще говоря, Ni-Mo-катализаторы лучше применять в гидрировании, а Co-Mo-катализаторы лучше для гидрогенолиза. Таким образом, Co-Mo-катализаторы предпочтительны для гидрообессеривания потоков ненасыщенных углеводородов, например, для продуктов каталитического крекинга, в то время как Ni-Mo-катализаторы предпочтительны для фракций, требующих экстремального гидрирования.

Следовательно, катализаторы Ni-Mo более эффективны для гидрообессеривания от сложных соединений серы, таких как например 4,6-диметилдибензотиофен. Когда поток водорода не ограничен, но время контакта ограничено, как это часто бывает в проточных реакторах, предпочтительны Ni-Mo-катализаторы, в то время как Co-Mo-катализаторы иногда более эффективны в реакторах периодического действия. Рабочие условия процесса гидрообессеривания обычно находятся в пределах температур от 200 до 425 °С и давлении от 1 до 18 МПа, причем конкретные условия зависят от требуемой степени обессеривания и природы сернистых соединений в сырье.

Обработка молибдена

Обработка молибдена затруднена в связи с невысокой вязкостью при низких температурах. Также он имеет малую пластичность, поэтому для его обработки применяются следующие методы:

  1. горячее деформирование:
    • ковка;
  2. прокатка;
  3. протяжка;
  1. термообработка;
  2. механическая обработка.

При обработке небольших заготовок используются обжимные машины. Крупные заготовки прокатываются на малых станах или получают форму на протяжных станках.

Внешний вид молибдена

Если возникает необходимость механической обработки резанием, то механическая обработка молибдена ведется инструментом, изготовленным из марок быстрорежущих сталей. Заточка углов инструмента при токарной обработке должна соответствовать углам заточки для обработки чугуна.

Термообработка молибдена характеризуется высокой прокаливаемостью из-за его содержания в сталях. Проведенная закалка повышает твердость и износоустойчивость ответственных деталей.

Маркировка нержавеющей стали

В России и странах СНГ принята буквенно-цифровая система, согласно которой цифрами обозначается содержание элементов стали, а буквами — наименование элементов. Общими для всех обозначениями являются буквенные обозначения легирующих элементов: Н — никель, Х — хром, К — кобальт, М — молибден, В — вольфрам, Т — титан, Д — медь, Г — марганец, С — кремний.

Стали нержавеющие стандартные, согласно ГОСТ 5632-72, маркируют буквами и цифрами (например, 08Х18Н10Т). В США существует несколько систем обозначения металлов и их сплавов. Это объясняется наличием нескольких организаций по стандартизации, к ним относятся АMS, ASME, ASTM, AWS, SAE, ACJ, ANSI, AJS. Вполне понятно, что такая маркировка требует дополнительного разъяснения и знания при торговле металлом, оформлении заказов и т. п.

Европа (EN)

Германия (DIN)

США (AISI)

Япония (JIS)

СНГ (ГОСТ)

Из всего многообразия марок мы используем в своём производстве три основные — AISI 304, AISI 316 и AISI 430.

Мировые запасы

Общемировые выявленные молибденовые ресурсы, присутствующие в недрах 35 стран оцениваются в 11,54 млн. тонн (прогнозные – 22,62 млн. тонн). Наибольшими подтверждёнными запасами, по данным Геологической службы США, располагают:

  • Китай – 3 млн. тонн.
  • США – 2,7 млн. тонн.
  • Чили – 1,905 млн. тонн.
  • Канада – 0,95 млн. тонн.
  • Перу – 0,85 млн. тонн.
  • Армения – 0,635 млн. тонн.
  • Аргентина – 0,372 млн. тонн.
  • Монголия – 0,294 млн. тонн.
  • Колумбия – 0,277 млн. тонн.
  • Россия – 0,24 млн. тонн.
  • Панама – 0,227 млн. тонн.
  • Узбекистан – 0,203 млн. тонн.
  • Мексика – 0,135 млн. тонн.
  • Казахстан – 0,13 млн. тонн.
  • Иран – 0,12 млн. тонн.
  • Киргизия – 0,1 млн. тонн.
  • Папуа-Новая Гвинея – 0,099 млн. тонн.

Преимущества и недостатки

Как и любая присадка, дисульфид молибдена в чистом виде имеет плюсы и минусы. Рассмотрим сначала преимущества использования молибденовых присадок в современных моторных маслах.

  1. Снижение коэффициента трения в сопряжениях. Это одно из самых весомых и определяющих популярность автомасел с молибденом свойств. Низкий коэффициент трения повышает КПД двигателя, увеличивает его мощность и приемистость, снижает расход топлива.
  2. Увеличение защитных свойств трущихся поверхностей. Защитная пленка предохраняет металлические поверхности при перепадах механических нагрузок от сухого трения.
  3. Быстрое образование на металлических поверхностях и возможность восстановления целостности пленки в случае повреждения.

Влияние количества трехатомного молибдена на коэффициент трения

Сегодня масла с дисульфидом молибдена в чистом виде практически не производятся. И этому есть несколько отрицательных причин.

  1. Дисульфид молибдена в чистом виде начинает образовывать молекулярные связи еще до контакта с металлическими поверхностями. Это приводит к формированию крупнодисперсных частиц, которые имею плотность выше плотности масла. Если двигатель простаивает, частицы молибдена осаживаются на дно поддона и не участвуют некоторое время после пуска двигателя в работе.
  2. После заливки нового масла, молибден образовывает защитную пленку на всех металлических поверхностях. Оставшиеся молекулы свободно циркулируют в объеме смазывающей жидкости. Являясь соединением не самым устойчивым, постепенно дисульфид молибдена разлагается на нефункциональные соединения и уже не может участвовать в защите деталей двигателя.
  3. В некоторых случаях избыток дисульфида молибдена работает не на пользу, а вредит двигателю. Производители для увеличения срока службы повышают концентрацию этого компонента в масле. Часть молекул связывается на металлических поверхностях в пленку. Остальная часть циркулирует по системе и оседает в виде сгустков в самых неудобных местах: в зазорах поршневых колец, на датчиках, в изгибах масляных магистралей. Нередко эти осадки приводят к неприятным проблемам.

Пожарная опасность горючих жидкостей

Опасность веществ в ФЗ-123 характеризуется их возможностью образовывать горючие среды, способные взрываться и/или гореть, и связана с физико-химическими параметрами, поведением при возникновении, развитии пожара.

Из горючих жидкостей этот законодательный нормативный документ выделяет ЛВЖ и особо опасные ЛВЖ, способные воспламеняться при низкой температуре среды.

Кроме того, ГЖ, включая ЛВЖ, активно реагируют с окислителями как со сжатым О2, так и с сильными кислотами, что в большинстве случаев приводит к взрыву, пожару или их комбинации.

Пожары ГЖ опасны также по следующим признакам:

  • Это распространяющиеся очаги пожаров, что связано с розливом, свободным растеканием горючих жидкостей по площадям помещений или территории предприятий; если не приняты меры к изоляции – обвалование емкостей хранения, наружных технологических установок; наличие строительных преград с установленными в проемах стен противопожарных перегородок, огнестойких ворот, дверей, люков.
  • Пожары ГЖ могут быть как локальными, так и объемными, в зависимости от вида, условий хранения, объема. Так как объемное горение интенсивно воздействует на несущие элементы зданий, строений, то обязательно необходима огнезащита металлических конструкций.

Следует также:

  • Устанавливать противопожарные клапаны на воздуховодах вентиляционных систем помещений, где имеются ГЖ, для ограничения распространения поджара по ним.
  • Проводить инструктажи по пожарной безопасности для сменного, оперативного/дежурного персонала, организовать обучение ПТМ ответственных за противопожарное состояние объектов хранения, переработки, транспортировки, транзита ЛВЖ, ГЖ, ведущих специалистов, ИТР; проведение регулярных практических тренировок с членами ДПД предприятий, организаций; ужесточить процесс выдачи нарядов допуска на выполнение огневых работ, проводить строгий контроль за местом их проведения, в т.ч. после окончания.
  • Устанавливать искрогасители на дымовые, выхлопные трубы отопительных, силовых агрегатов, печей, монтировать огнепреградители на трубопроводах технологической цепочки по транспортировке ЛВЖ, ГЖ по территории производственных предприятий.

Список, конечно, далеко не полон, но все необходимые мероприятия можно без труда найти в нормативно-технической базе документов по ПБ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
M-polo
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: