Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Проверка снятого ДТОЖ

Для более точной проверки рекомендуется демонтировать устройство с автомобиля. Для этого необходимо дать остыть мотору, а после слить охлаждающую жидкость из системы.

Для снятия потребуется только ключ на «19» (20, 21, 22), с помощью которого можно выкрутить датчик и снять его вместе с кольцом.

На этом же этапе стоит оценить состояние самого устройства, его резьбы, провести чистку и смазать ее.

Эти же операции можно сделать и по отношению к самому датчику. После завершения демонтажа можно переходить непосредственно к работе.

Проверка с термометром

После демонтажа можно сделать проверку с помощью термометра. Такой вариант дает наиболее точные сведения, поэтому рекомендуется для большинства случаев.

Алгоритм действий такой:

  1. Подготовьте сосуд и налейте в него воду.
  2. Используйте кипятильник для нагрева воды.
  3. Подготовьте мультиметр для измерений.
  4. Опустите чувствительный элемент датчика в жидкость.
  5. Обеспечьте возможность подключения мультиметра к контактам.
  6. Установите в воду термометр для контроля температуры. Лучше использовать электронный вариант, обеспечивающий более максимальную точность.
  7. Подогревайте воду и делайте измерения для разных температур, к примеру, от +5 градусов Цельсия и выше с шагом в «5».
  8. Заполните таблицу, в которой будут параметры сопротивления по отношению к устанавливаемой температуре.
  9. Сверьте со сведениями, которые приводятся в мануале к автомобилю.

Конечно, в процессе измерения могут иметь место неточности. Погрешность зависит от нескольких факторов: условий работы и особенностей определенного ДТОЖ. В частности, даже в устройствах одной модели параметр сопротивления может отличаться.

Без термометра

При желании можно сделать проверки без применения измерителя температуры воды.

В данном способе можно действовать по рассмотренному выше принципу, но с небольшими ограничениями.

Общий алгоритм такой:

  1. Закипятите воду.
  2. Установите в нее чувствительный элемент ДТОЖ.
  3. Замерьте сопротивление на выводах.

При температуре около 100 градусов Цельсия сопротивление должно быть около 177 Ом. Но здесь нужно учитывать возможные погрешности.

В частности, на момент проведения измерений температура может измениться в меньшую сторону.

Минус метода в том, что проверка выполняется только при одной температурной точке.

Неисправности тёплых полов

И вот, казалось бы, система уложена, все подключено, но почему-то пол не желает становиться теплым. Если нагрева не происходит, значит, где-то при монтаже была допущена ошибка или же в системе используется неисправное оборудование.

Таблица. Основные причины неисправностей подогрева пола.

Элемент пола Неисправность

Терморегулятор

Внутри терморегулятора может выйти из строя конденсатор или реле. Ремонт этого устройства обойдется дорого, и проще всего заменить его на новое. Главное – посмотреть, какой фирмы был ранее установленный прибор. Дело в том, что термодатчик и терморегулятор должны быть выпущены одним производителем.

Термодатчик

Это, можно сказать, расходный материал. Его достаточно легко заменить при необходимости. В зависимости от качества, он может проработать и долго, и совсем незначительное время. Но длительность срока эксплуатации во многом зависит также и от того, насколько правильно он установлен. Он должен находиться внутри гофрированной трубки и располагаться относительно нагревательного кабеля под определенным углом и в определенном месте.

Кабель нагревательный

Как правило, кабель может испортиться только в случае неправильного монтажа. Могут быть нарушены правила подключения системы к электросети или же ее монтажа. Самая уязвимая часть провода – это соединительная муфта.

Электронный терморегулятор теплого пола

Устройство и принцип работы ДТОЖ

При замыкании контактов датчика — система получает информацию, что температура жидкости поднялась.

По схожести функций, температурный датчик похож на резистор. Датчик сконструирован таким образом, что сопротивление электрического тока изменяется при изменения температуры вокруг. Изменения сопротивления передаются в электронный блок управления двигателем.

До ДТОЖ применялись, так называемые, термореле. Они устанавливались в системах впрыска. При расположении контактов в открытом положении, ДВС нагревался. Если контакт замыкался, значит мотор достиг рабочей температуры (обычно это 90 градусов).

Термистор является основным элементов конструкции термодатчика. Именно термистор устанавливает, как будет зависеть сопротивление тока от окружающей температуры.

В свою очередь, термистор состоит из кобальта, вернее оксидов кобальта (Co) и никеля (Ni). При нагревании в этих веществах растет много свободных электронов. За счет увеличения свободных электронов, уменьшается сопротивление.

Есть термисторы с отрицательным температурным коэффициентом. В этом случае термистор показывает максимальные значения, когда двигатель холодный. На термодатчик подается напряжение в 5 Вольт (В). Далее, когда двигатель будет нагреваться, датчик будет уменьшать сопротивление.

Если датчик неисправен, то ЭБУ может дать команду обогатить топливную смесь, в то время, как надо было сделать ее бедной. При работе с богатой смесью, свечи зажигания быстро загрязнятся.

Мотор может не завестись, если число оборотов двигателя при запуске будет не достаточным. ЭБУ может подать команду — увеличить обороты. Чтобы управляемость в процессе запуска ДВС поддерживалась, клапан рециркуляции должен быть в закрытом положении пока мотор не наберет рабочую температуру.

Если обороты плавают, то это один из признаков не правильной работы датчика температуры. При этом мотор может глохнуть. Угол зажигания зависит от правильной работы датчика, потому что этот параметр тоже регулируется через ЭБУ. Выброс вредных веществ отработавших топливных смесей при таком регулировании уменьшается.

Как отрегулировать реле на холодильнике

Выполнять такую процедуру рекомендую в следующих случаях:

  • задняя стенка полностью покрыта инеем. Если наледь присутствует лишь на половине стенки, то регулировка не поможет;
  • слишком низкая температура в холодильной камере.

Такие причины регулировки относятся к двухкамерным агрегатам. В однокамерных достаточно проверить распределение льда в морозилке. Если ее внутренние стенки полностью покрыты инеем, то процедура может принести результат. В случае отсутствия изморози на каком-либо участке и постоянной работы мотора причина неисправности кроется в утечке фреона, деформации уплотнителя или непроходимости фильтра.

Отрегулировать термостат человеку без опыта сложно. Специалисты тратят не меньше суток на подобную процедуру, если агрегат двухкамерный. Регулировка термостатов однокамерных холодильников занимает в 2 р. меньше времени, так как их режим работы и отдыха намного короче.

Рассмотрим, как отрегулировать устройство на примере термостата Danfoss 25Т65 для двухкамерного холодильника:

  • ручку управления поставьте в среднее положение;
  • если закрутите центральный регулировочный болт, то агрегат отключится. Если немного открутите, то длительность работы холодильника увеличивается;
  • второй болт расположен с наружной части. Им регулируют время стоянки агрегата. Если открутите, то будет стоять дольше, закрутите — меньше.

Разнообразие термодатчиков

Стиральная конструкция типа автомат может быть оснащена лишь одним из трех следующих термодатчиков:

  • Биметаллический;
  • Термистор;
  • Газонаполненный.

Биметаллический датчик температуры выглядит как таблетка, примерно 20-30 миллиметров в диаметре и 10 миллиметров в высоту. Внутри этой маленькой таблетки находится биметаллическая пластинка. При процессе нагревания воды, когда она достигает определенной температуры, пластинка прогибается и создает замыкание контактов. При данном условии процесс нагрева завершается.

Термистор стал довольно-таки популярным элементом среди современных стиральных конструкций, который заменил датчик температуры.

Выглядит термистор, как маленький удлиненный цилиндр. Его диаметр где-то 10 миллиметров, а длинна достигает примерно до 30 миллиметров. Крепится этот цилиндр прямо на нагревательный элемент. Принцип работы такого элемента не несет в себе какую-либо механическую работу детали, а просто изменяет сопротивление во время процесса нагревания воды до нужной вам температуры.

Газонаполненный датчик температуры имеет лишь две детали: первая это таблетка, выполненная из металла с диаметром примерно 20-30 миллиметров и высотой под 30 миллиметров.

Первый элемент в основном расположен внутри самого бака, и всегда касается воды, чтобы изменить температуру. Вторая деталь температурного датчика выполнена в форме медной трубки, которая связана с регулятором температуры (внешним), месторасположение которого находится на панели управления стиральной машины. Внутри этих элементов присутствует газ, название которому – фреон. Под температурой воды этот газ может сжиматься или расширяться, образуя при этом замыкание и размыкание контактов, которые ведут к нагревательному элементу.

Причины выхода из строя датчиков температуры

Основными причинами поломок термостатов являются:

  1. Частые стирки на больших температурах. Такие температурные режимы влияют на скорейший износ многих деталей стиральных машин, а также негативно отражаются на качестве тканей стираемых вещей. Современные моющие средства имеют достаточно высокую эффективность при удалении загрязнений даже на низких температурах стирок;
  2. Нестабильное напряжение в питающей электрической сети. Колебания напряжения пагубно влияет на любые электронные компоненты, а короткие замыкания моментально выводят их из строя. Для использования стиральной машинки лучше всего проводить отдельную линию электропроводки от счётчика вашего жилища.
  3. Провода должны иметь достаточное сечение во избежание перегрева изоляции. Наличие заземления прибора обязательно. Для собственной безопасности нужно установить УЗО (устройство защитного отключения).

Как это устроено

Датчик температуры антифриза – естественная эволюция автомобильного термореле. В не получивших распространения системах K-Jetronic

, в которой впрыск был распределенным, термореле работало так контакт открылся – начался быстрый прогрев мотора, а если контакт закрылся – мотор продолжил функционировать при рабочей температуре.

Сегодня же основой подобного рода датчиков является полупроводниковый термистор, т.е. резистор, который имеет нелинейно зависящее от температуры сопротивлени

е. Решение более чем простое и надежное – в зависимости от сопротивления можно следить за температурой антифриза в режиме реально времени, непрерывно. Термисторы изготавливаются из кобальта или никеля. Материалы обладают одним очень важным свойством. Как только их температура возрастает, увеличивается также количество свободных электронов, что означает уменьшение сопротивления.

Различают 2 типа термисторов в зависимости от температурного коэффициента:

  • С отрицательным коэффициентом . Когда двигатель холодный, максимальным является сопротивление. Как только на датчик подают напряжение в 5 Вольт, причем по мере работы и изменении сопротивления эта величина будет уменьшаться. При этом блок управления мотором регистрирует падение напряжения, тем самым определяя температуру залитой в систему ОЖ;
  • С положительным коэффициентом . Работает датчик так же, но по мере роста температуры растет и сопротивление. Такими термисторами оборудованы автомобили марки Renault.

Большая часть автомобиль имеют датчики отрицательного коэффициента. Однако, отметим, что принципиальных различий между 2 типами нет. Если деталь изготовлена в соответствии со всеми стандартами, она всегда будет давать реальную информацию о температуре ОЖ. А когда датчик исправен, управляющая система может сделать следующее:

  • Отрегулировать угол зажигания, выставив тем самым запаздывание или опережение зажигания. Если все выставлено правильно, автомобиль потребляет наименьшее количество горючего;
  • Контролировать параметры топливно-воздушной смеси. В частности если датчик неисправен, блок управления останется без обратной связи и не сможет проконтролировать холостой ход;
  • Обогатить бензин, если автомобиль оснащен системой впрыска. В качестве примера на холодном мотора форсункам передается более продолжительный импульс, что позволяет оптимизировать холостой ход и исключить колебания. По этой причине прогрев мотора не сопровождается тряской, лязгом и прочим. Обратный случай: на уже разогретом моторе смесь обедняется, что позволяет улучшить выхлоп, равно как и уменьшить расход.

Кроме того, у датчика много вторичных функций. Он помогает контролировать вращения коленвала, повышает обороты, когда мотор работает на холостом ходу, улучшает работу АКПП с гидротрансформатором.

Разновидности датчиков

В стиральной автоматической машине может быть установлен один из трех типов датчиков:

  • газонаполненный;
  • биметаллический или
  • термистор.

Каждый из них отличается устройством, принципом работы, а значит, имеет свои особенности при замене и проверке.

Газонаполненный термостат состоит из двух частей, первая представляет собой металлическую таблетку, диаметр которой составляет от 20 до 30 мм, а высота до 30 мм. Эта металлическая таблетка располагается внутри бака машины, так что она соприкасается с водой для измерения ее температуры. Вторая часть датчика имеет форму трубки, изготовленной из меди, она соединена с внешним регулятором температуры, расположенным на панели управления машинки. Внутрь этих деталей датчика закачан газ – фреон. Под действием температуры воды фреон расширяется или сжимается, что приводит к замыканию и размыканию контактов, идущих на нагревательный элемент.

Биметаллический терморегулятор также имеет форму таблетки диаметром от 20 до 30 мм и высотой до 10 мм. Внутри таблетки располагается небольшая биметаллическая пластинка. При нагревании воды до выбранной температуры пластинка выгибается, что приводит к замыканию контактов, нагрев воды прекращается.

В последних моделях стиральных машинок в качестве термодатчика устанавливается термистор. Он представляет собой металлический цилиндр, диаметр которого около 10 мм и длина 30 мм. Закрепляется такой термодатчик на самом нагревательном элементе. Принцип его работы основан не на механической работе элементов, а на изменении сопротивления при нагревании воды до нужной температуры.

Проверка работоспособности датчика и его замена

Для того чтобы проверить работает ли терморегулятор стиральной машины, нужно до него добраться. А для чего первым делом отключаем машинку от электрической сети. Теперь необходимо разобрать саму машину. Проще всего «изъять» из машины термистор, ведь он находится внутри Тэна. В большинстве моделей машин нагревательный элемент расположен в нижней части стиральной машинки.

Чтобы снять термистор, необходимо:

  1. Открыть заднюю крышку стиральной машины.
  2. Отсоединить провода от датчика, идущие на внешний регулятор температуры.
  3. Ослабить винт, удерживающий Тэн.
  4. Достать термистор из Тэна.

Теперь когда, датчик извлечен, нужно взять мультиметр и измерить сопротивление. Выполняем следующие действия:

  • настраиваем мультиметр на измерение сопротивления;
  • подцепляем щупы мультиметра к контактам датчика. При температуре 20 0 С сопротивление датчика равно около 6000 Ом.
  • опускаем датчик в горячую воду и смотрим изменение показаний на мультиметре, при изменении температуры датчика. Если датчик исправен, то сопротивление будет падать, и при температуре около 50 0 С оно будет равно 1350 Ом.

Чтобы добраться до газонаполненного датчика, помимо вскрытия задней стенки стиральной машины, придется снять еще и переднюю панель управления. Это необходимо для того, чтобы отсоединить внешнюю часть датчика, как показано на фото.

Вернувшись к задней части автоматической машины, находим на корпусе бака вывод с проводами

Осторожно чтобы не повредить медную трубку датчика стягиваем резиновую изоляцию. При помощи тонкого шила аккуратно подковыриваем уплотнительную резинку вокруг медной трубки и стягиваем ее

Слегка надавливаем на основании датчика вовнутрь, так чтобы он выскочил из паза. После этого вытаскиваем термодатчик через отверстие в баке. Отцепляем провод от датчика и проверяем его на работоспособность.

Основная неисправность в таких датчиках это поломка медной трубки, из которой выходит фреон. В результате работоспособность датчика нарушается. Чтобы его заменить, покупаем термодатчик в комплекте с переключателем и устанавливаем на место, совершая все действия по сбору в обратном порядке.

Что касается биметаллического датчика, то чтобы его достать из стиральной машины, как и в предыдущем случае нужно добраться до бака. А затем отсоединить термостат от проводов. Теперь контакты датчика подсоединяем к щупам мультиметра и смотрим показания сопротивления. Далее нагреваем датчик в горячей воде до определенной температуры и смотрим, как изменилось сопротивление, если оно значительно упало, значит, датчик исправен, в противном случае — нет.

Внутреннее устройство элемента

Резистор меняет свое сопротивление с нагревом, как и позистор. Как проверить первый элемент? С этим все просто. У резистора значения колеблются в незначительных пределах. Позистор же способен полностью блокировать проходящий по нему ток, как и темистор. Только у последнего наблюдается обратная зависимость от температуры.

Чтобы знать, как проверить исправность позистора, следует определить основные его рабочие характеристики. К ним относят:

  • сопротивление номинальное при нормальной температуре окружающей среды (чаще это 20-25 градусов);
  • сопротивление переключения определяется в точке характеристики зависимости сопротивления от температуры, когда первый параметр увеличивается в 2 раза по сравнению с номинальным значением;
  • максимальное напряжение, которое может выдержать элемент без выхода из строя;
  • значения токовых нагрузок: номинальное, переключения, максимально возможное и опрокидывания; для проверки эти параметры важны только в том случае, если позистор будет использоваться в схемах высокой точности.

Методы проверки исправности теплого пола

Проверить работоспособность системы подогрева полов можно лишь двумя способами. Один из них – это визуальный осмотр кабеля и комплектующих на наличие повреждений. Но он позволит выявить только те дефекты, которые можно увидеть – сгоревшее (почерневшее) оборудование, перебитый кабель, отсутствие электричества в доме и т. д. Метод является самым простым и не требующим использования каких-либо приспособлений, но он малоинформативен и не всегда сможет помочь в выявлении причины отсутствия нагрева пола.

Недопустимый поворот нагревательного мата после заводской муфты. При работе кабеля происходит постоянная деформация внешней оболочки

Второй способ – это определение основных параметров питания системы при помощи мультиметра. Он поможет точнее узнать, в чем заключается причина отсутствия работоспособности пола. С помощью прибора можно замерить напряжение сети – достаточно снять терморегулятор со стены и, используя специальные щупы на клеммах, произвести замеры напряжения сети. Оно должно составлять 220 В. Если показатель в норме, значит, виной всему однозначно один из элементов всей системы подогрева полов.

Первым делом изначально всегда производится визуальный осмотр

Важно убедиться, что причиной отсутствия тепла не является отсутствие электричества во всем доме. Далее можно поискать наличие заплавленных или подгоревших частей системы

Если же ничего подозрительного не обнаружено, то самое время взять в руки мультиметр.

Мультиметр

Для диагностики системы подогрева полов также используется мультиметр. Измеряется сопротивление кабеля и делится на значение 220 В (это показатель напряжения в электросети). Получившаяся цифра демонстрирует мастеру величину текущего через систему пола тока. Далее этот показатель умножается на напряжение – так выявляется показатель мощности потребления. Именно она должна соответствовать мощности системы, которая обычно указывается в паспорте. Если значение мощности получается больше, чем нужно, то в системе имеются замыкания – где-то повреждена изоляция кабеля.

Инфракрасный теплый пол — потребление электроэнергии

Если же значение мощности меньше, чем указано в паспорте кабеля, значит, где-то имеется обрыв провода. Из-за этого система работает нестабильно.

Разбираемся дальше: если показатель сопротивления на мультиметре равен 0, то, скорее всего, из строя она была выведена возникшим где-то коротким замыканием. Починить оборудование будет крайне сложно и дорого. Да и поврежденное место найти будет тяжело, если речь идет о кабельном поле. Если же для обогрева используется ИК пол, то достаточно поднять финишную отделку, найти испорченный участок и поменять его.

Укладка инфракрасного теплого пола

Проверка исправности ДТОЖ

Датчик температуры антифриза проверяется двумя основными способами: не снимая с автомобиля либо демонтируя с его посадочного места. Второй метод также разделен на два варианта диагностирования: с применением термометра и без него.

Если датчик не прикипел к резьбе, то его довольно просто снять рожковым ключом подходящим по размеру

Важно перед откручиванием отсоединить разъем контактов. Следующим шагом нужно проверить приходит ли питание от ЭБУ на датчик

Сделать это довольно просто имея универсальный тестер (мультиметр):

  1. отсоедините разъем от датчика;
  2. переведите режим измерения мультиметра на «20 В постоянное напряжение»;
  3. присоедините щупы к контактам клемм приходящим от ЭБУ.

Если мультиметра у вас под рукой нет исправность ЭБУ и проводки до него можно проверить просто сняв разъем с датчик температуры охлаждающей жидкости во время работы двигателя, автоматически включится вентилятор радиатора. Это произойдет потому что блок управления увидит разрыв цепи и перейдет в аварийный режим. Если этого не произошло то либо неисправен ЭБУ либо вентилятор охлаждения.

Проверка не снимая с автомобиля

Самый удобный способ, ведь не нужно проводить демонтаж с последующим монтажом. Проверка выполняется при помощи тестера, путем замера показаний на контактах датчика.

Чтобы обеспечить доступ к контактам, потребуется отсоединить клеммник от датчика. При выполнении работ на горячем двигателе будьте осторожны, ведь можно не только обжечься самому, но и оплавить корпус или щупы мультиметра.

Затем тестер переводится в положение измерения сопротивления и присоединяется к выходным контактам датчика. Стоит заметить, что у холодного двигателя значение показаний будет высоким, у горячего – значительно ниже.

Для общего понимания какие значения выдает датчик при разных температурах, как пример, ниже приведены данные для ВАЗ-2110. Показания других легковых машин сильно отличаться не будут.

Показания датчика в зависимости от изменения температуры

Температура жидкости, °С Сопротивление проводника, Ом Температура жидкости, °С Сопротивление проводника, Ом
5 7 280 45 1 188
10 5 670 50 973
15 4 450 60 667
20 3 520 70 467
25 2 796 80 332
30 2 238 90 241
40 1 459 100 177

Стоит отметить, что датчик ломается крайне редко, чаще встречаются ситуации, когда он выдает неверную информацию. Поэтому следует сравнить показания температуры на приборной панели с данными полученными от датчик температуры охлаждающей жидкости в соответствии с таблицей. Если данные отличаются тогда есть смысл снимать датчик и проводить его дальнейшую диагностику.

Проверка ДТОЖ с термометром

Для такой диагностики, необходимо снять датчик с его посадочного места. Как упоминалось выше, сделать это можно при помощи соответствующего гаечного ключа. Заодно можно почистить сам датчик, с резьбы на патрубке удалить налет и смазать ее, осмотреть контакты на наличие окислений и при необходимости удалить.

Затем набрать воду в электрочайник или в другую емкость, но в таком случае придется воспользоваться кипятильником. Помимо этого для измерения нужно взять мультиметр и перевести его переключатель в положение измерения сопротивления проводника.

Головка датчика опускается в воду, а к его контактам присоединяются щупы тестера. Также в емкость с датчиком помещается и термометр, для удобства измерений желательно электронный, но можно и ртутный.

Затем постепенно повышая температуру жидкости сравнивать показания датчика и электронного термометра в соответствии с таблицей. Для большей точности фиксировать показания лучше через каждые 5 градусов. В итоге Вы получите данные которые можно занести в таблицу. Их впоследствии можно сравнить с информацией предоставленной в технической документации к конкретной модели авто. На крайний случай можно сравнить с таблицей приведенной выше.

При проведении проверки допускаются небольшие отклонения от значений. Небольшие погрешности могут зависеть от разных условий и от самого датчика. Часто даже у датчиков температуры охлаждающей жидкости одной модели есть незначительные различия в показаниях при одинаковых условиях измерения.

Проверка без термометра

Такой метод не сильно отличается от предыдущего, только здесь не применяется термометр и показания снимаются одни раз.

Для проверки датчика его следует погрузить в емкость с водой и довести ее до кипения. Затем присоединить к выходным контактам щупы мультиметра и посмотреть, что он покажет.

Если ДТОЖ полностью исправен, то его сопротивление должно быть 177 Ом. Однако следует учитывать погрешности. К тому же щупы мультиметра тоже имеют свое сопротивление, да и температура воды может быть чуть ниже 100 градусов, а соответственно и сопротивление будет чуть больше.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
M-polo
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: