Синий (голубой, сизый) дым из выхлопной трубы бензинового двигателя: причины появления, как убрать

Белый дым из глушителя — причины и варианты решения

Общая характеристика проблемы

Если ваш автомобиль исправен, то выхлоп – это ничто иное, как соединение воды и углекислого газа. Без примесей и дополнительных компонентов. Однако в случае сгорания топлива мы имеем дело не с чистым кислородом, а разбавленным азотом.

Окрас дыма из может быть разным: белый, черный и даже синий. По его оттенку мы имеем возможность определить характер поломки. Зачастую дым появляется с остальными признаками неисправностей, которые автомобилисты поначалу не замечают. Это является первым знаком, что скоро возможна серьезная поломка. И нужно ее исключить.

Проблема в том, что даже в самых современных автомобилях наблюдается неполное сгорание и окисление топлива. Соответственно, наружу выходит большее количество СО и СН. Из-за этого при смене топлива может наблюдаться изменение цвета и консистенции выхлопного дыма. Кроме того, иногда в камеру сгорания попадает масло или используемая охлаждающая жидкость, которые дают свои химические соединения и выбрасываются наружу.

Белый дым

В большинстве случаев белый дым – привычное явление зимой, когда вы утром прогреваете автомобиль. И практически всегда это не дым, а обычный пар. Из-за разницы температур в выхлопной трубе при ее остывании всегда образуется конденсат, после чего он замерзает до следующего прогрева автомобиля. Когда вы заводите машину, выхлопная труба также начинает греться, растапливая замерзший конденсат и переводя его в газообразное состояние. При этом может также наблюдаться капание воды из трубы, что также не является в данном случае серьезной проблемой. И чем холоднее на улице, тем сильнее заметен дым. Да и влажность играет свою роль. Чем она выше, тем гуще белый пар.

Но что делать, когда выхлоп непривычного цвета из глушителя наблюдается безостановочно даже в теплую летнюю погоду? Такое явление прежде всего связанно с проникновением жидкости в цилиндры. Как правило, это охладители: антифриз, тосол или даже обычная вода. В этом случае есть вероятность, что вам необходимо заменить прокладку головки блока цилиндра. Влага не испаряется всецело и образуется дым с высокой плотностью. Характерным есть тот факт, что цвет и плотность выхлопа может сильно отличаться исключительно в зависимости от типа охладительной жидкости. Некачественная и дешевая сама по себе может стать причиной множества хлопот.

Для того, чтобы лучше разобраться в природе белого дыма, нужно провести диагностику. В основном он возникает из-за проблем в системе охлаждения. Если имеется намек на ее неисправность, настоятельно рекомендуем провести ряд проверок. Прежде всего стоит удостовериться в том, что из глушителя идет именно испарение жидкости. Делаем следующее:

  • Прогрейте двигатель до привычной для рабочего состояния температуры (процедуру можно провести даже после какой-то поездки);
  • Найдите чистый листок бумаги и приложите к трубе, частично блокируя ею отверстие.
  • Делаем выводы: если это вода – она превратится в пар, не оставив за собой никаких жирных, маслянистых следов; если же на листке остались жирные пятна – в системе явно существует проблема.

Если листок чист, мы продолжаем поиски. Проблема попадания влаги может крыться не в самой прокладке, которая в силу определенных факторов оказалась поврежденной, но и в трещинках в блоках цилиндров. Обычно их можно обнаружить без проблем при тщательном рассмотрении.

Существует еще одна довольно частая причина появления белого дыма – двигатель не успевает прогреваться. Если вы ездите немного и на небольшие дистанции, конденсат скапливается все сильнее и не успевает выйти наружу. В следствии выхлопная может быть забита конденсатом настолько, что машина просто не будет заводиться. Во избежание этого рекомендуем минимум раз в день полностью прогревать автомобиль, а если есть такая возможность – использовать автопрогрев.

Но вот обнаруженные неполаок, которые сопровождаются белым дымом из глушителя, не просто требуют срочного устранения их причин. Они требуют тщательной проверки и устранения дефектов в системе охлаждения, поскольку, как показывает практика, вызываются перегревом двигателя. Есть вероятность того, что неисправен термостат или в нерабочем состоянии датчик включения, не герметичен радиатор и т.п.

Краткое описание симптомов, сопровождающих выход дыма

В ряде случаев дымление может сопровождаться следующими симптомами:

  • затруднения при запуске холодного мотора;
  • неустойчивая работа мотора как на холостых оборотах, так и под нагрузками;
  • непостоянство показаний тахометра (плавают обороты);
  • повышение расхода топлива и машинного масла;
  • потеря мощности силового агрегата.

Нередкими бывают ситуации, при которых дымление двигателя является единственным тревожным сигналом.

Устройство автомобиля рассчитано на постоянное малозаметное выделение системой выхлопав атмосферу отработавших газов в заданных объемах. Но если при запуске мотора из выхлопной трубы выходит дым в больших количествах, необходимо срочно искать причину появившегося тревожного симптома.

Первое, на что нужно обратить внимание, это цвет, оттенки и плотность дыма, исходящего из движка. Наиболее распространенными являются следующие цвета выделяющихся газов:

Каждый из перечисленных цветов дыма может иметь различные оттенки, но именно это разделение на группы является основным.

Мотор дымит белым дымом

Белый дым в режиме прогрева зачастую является обычным паром, который конденсируется в выхлопной системе. Пар будет виден до того момента, пока выхлоп не нагреется. Также на конце трубы можно видеть капли воды. Если наружная температура низкая, тогда пар будет виден даже после прогрева мотора и его выхода на рабочую температуру. На густоту такого дыма дополнительное влияние оказывает влажность воздуха. Если влажность высокая, то и дыма будет больше.

Появление густого облака белого дыма в теплое время года после прогрева ДВС зачастую указывает на то, что в цилиндры попадает ОЖ. Частой причиной внезапного дымления белым паром является предшествующий перегрев двигателя. Вода является компонентом, который присутствует в составе охлаждающей жидкости. Получается, часть воды не успевает испариться в камере сгорания. Попадание ОЖ может происходить в результате разрушения прокладки ГБЦ или трещин в местах прохода каналов рубашки охлаждения, по которым движется охлаждающая жидкость.

Белый дым является паром, который легко рассеивается в воздухе. Для проверки к выхлопной трубе можно приложить лист чистой бумаги. Вода постепенно высохнет на листе, не оставляя отчетливых жирных пятен.

Следующим шагом при диагностике станет проверка системы охлаждения на предмет попадания выхлопных газов. Для этого достаточно выкрутить пробку радиатора или крышку расширительного бачка на заглушенном моторе. Если чувствуется запах выхлопа, в самой жидкости имеется пленка масла и уровень жидкости снижен, тогда неисправность очевидна. Запуск двигателя в этом случае приведет к значительному повышению давления и увеличению уровня ОЖ в бачке. Также в бачке можно наблюдать пузыри газа и даже бурление.

Последующая остановка двигателя приведет к тому, что уровень понизится и ОЖ частично уйдет в цилиндр. Из цилиндра жидкость просачивается через поршневые кольца, оказывается в поддоне картера, смешиваясь со смазкой и разжижая моторное масло. Получается своеобразная эмульсия, цвет масла меняется и смазка мутнеет.

Большое количество ОЖ в системе смазки укажет на серьезную трещину или прогар. В отдельных случаях жидкость может скапливаться в надпоршневом пространстве, что затрудняет пуск двигателя. Отдельно стоит добавить, что при подобной ситуации существует также высокий риск гидроудара. При незначительных утечках охлаждающей жидкости эмульсия на крышке может присутствовать, при этом других признаков сразу заметно не будет.

Диагностика неисправности

Более точно определить проблемный цилиндр можно следующими способами:

  • Выкрутить свечи и проверить их состояние. Охлаждающая жидкость имеет свойство «вымывать» свечу в неисправном цилиндре.
  • Выставить коленвал так, чтобы впускной и выпускной клапан были закрыты. Далее нужно подать сжатый воздух через свечное отверстие, после чего заглянуть в расширительный бачок. Повышение уровня ОЖ в результате подачи воздуха прямо укажет на неисправный цилиндр.
  • Снять ГБЦ для проверки прокладки и прилегающей поверхности головки. Если дефектов не выявлено, тогда осуществляется проверка герметичности головки под давлением;
  • Произвести диагностику цилиндра. Для этого поршень нужно опустить в НМТ и проверить стенки на наличие трещин;
  • Проверить прокладку впускного коллектора. Это делается в том случае, если в конкретном ДВС такая прокладка конструктивно служит для уплотнения каналов циркуляции ОЖ.

Оттенки выхлопов автомобилей с двигателями инжекторного типа

О неисправной работе автомобильного двигателя инжекторного типа, который оснащен системой принудительного впрыска топлива, свидетельствуют выхлопы, окрашенные в белый и черный цвета, а также синеватый, сизый оттенок. Проанализируем причины возникновения каждого из подобных выхлопов:

Черный выхлоп

Часто черные выхлопы возникают из-за чрезмерно обогащенного топлива, поданного в цилиндры двигателя. Причинами таких выхлопов могут быть повреждения различных датчиков, а также неисправности блока управления системой подачи автомобильного топлива.

Устранить такие неисправности можно путем замены сломанных датчиков или всего блока, управляющего подачей топлива. В последнем случае необходимо привлечение опытных специалистов, поскольку установка блока управления Нивы Шевроле достаточно сложный процесс, требующий высокой квалификации. Черный выхлоп может также образоваться, когда в форсунке впрыска зависла игла или на рабочий инжектор в течение длительного времени подается пониженное напряжение.

Белый и сизый выхлоп

Белый выхлоп и сизый выхлоп чаще являются свидетельством попадания в топливную смесь небольшого количества воды. Такой цвет может придать выхлопу и масло, попавшее в камеру сгорания.

В автомобилях, в которых установлена система турбонаддува выхлопы могут получить окраску белого цвета и сизого оттенка из-за поврежденной турбины такого устройства.

Причины синего дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя

«Масляный» выхлоп преследует авто на карбюраторах и инжекторах, равно как и на дизельных форсунках. Выгорание моторного масла в цилиндрах – единственная причина темного следа как за работягами «КамАЗом» и мотоциклом, так и изысканными «Фольксвагеном», «Фордом», «Киа Рио». Но пути попадания смазки в рабочие камеры разные.

Дефекты поршневых или маслосъемных колец

Важнейшие детали бензиновых силовых установок – поршни – имеют, чаще всего, компрессионные кольца вверху (2 штуки) и по одному нижнему МСК. Детали выполнены из керамики или устойчивых к высоким температурам сплавов.

Верхние кольца деформируются быстрее: наружная сторона трется о поверхность камер сгорания топлива, а внутренняя часть попадает под давление картерных газов. МСК удаляют излишки смазки со стенок цилиндров и одновременно смазывают компрессионные кольца.

Когда маслосъемные элементы изнашиваются, из глушителя валит бело-синий дым. Со временем появляется такой эффект: машина набирает скорость, а выхлопы светлеют и становятся плотнее.

«Провокаторами» повреждения колечек являются:

  • инородные вкрапления в моторной смазке;
  • царапины и ржавчина на внутренней стороне камер сгорания;
  • перегрев силовой установки;
  • грязные масляные фильтры;
  • недобросовестный ремонт агрегата, когда кольца устанавливают, не применяя съемник.

Также закоксовывание колец ведет к выходу из строя элементов.

Деформация цилиндра двигателя

Если вы допускаете частый перегрев ДВС, то цилиндры теряют свою идеально круглую форму: в средней части становятся овальными. А в верхней – сплющиваются, не давая уплотнительным кольцам выполнять свою функцию.

В результате нарушенной геометрии цилиндров появляются зазоры – входные ворота для смазывающих веществ. Участники дорожного движения в итоге наблюдают, как голубой дым вьется из выхлопной трубы вашего транспортного средства.

Повреждения цилиндров

Не только кольца становятся причиной сизого задымления: иногда сами цилиндры также получают повреждения.

Виновными, как правило, бывают собственники авто:

  • несвоевременно меняющие масло;
  • допускающие коррозию внутри камер сгорания, когда длительное время не запускается двигатель;
  • устанавливающие некачественные кольца.

Задиры на зеркале цилиндров появляются, если смазка недостаточно отфильтрована.

Проблемы с вентиляцией картера

Чтобы в картер во время работы мотора не попадали продукты сгорания и бензин, в автомобильной конструкции предусмотрена вентиляция. В момент загрязнения вентсистемы в поддоне создается избыточное давление газов: оно мешает удалению излишков моторного масла поршневыми кольцами. Тогда в результате горения масляных остатков из выхлопной трубы бензинового двигателя идет синий дым.

Дымит двигатель

Диагностировать вентиляционную систему просто: запустите мотор, откройте маслоналивное отверстие. Приложив к горловине ладонь, вы почувствуете, как руку притягивает к отверстию: тяга в контуре есть.

Износ маслосъемных колпачков или сальников клапана

Клапанные уплотнители изготовлены из резины. В холодное время года расходники страдают от перепада температур. Когда на улице мороз, двигатель быстро набирает обороты, уплотнители нагреваются до 200 °С. В результате сальники или колпачки дубеют, перестают быть препятствием для моторной смазки.

Это проблема старых двигателей: на современных 8- и 16-клапанниках («Пежо», «Субару», «Митсубиси») особенности устройства не позволяют маслу просачиваться в рабочую зону.

Проблемы с турбиной (при наличии)

Турбонаддув как средство повышения мощности силового агрегата и экономии топлива вполне оправдывает себя. Но неисправность турбины (свободный ход оси в подшипнике скольжения) ведет к попаданию масла сначала в охладитель наддувочного воздуха, потом – в ДВС.

Для моторов на дизеле проблема очень опасна: последствиями может быть полное разрушение агрегата. Для устранения неприятности проведите капремонт узла либо замените автокомпонент.

Редкие неисправности

Проблемы синего задымления знакомы даже владельцам автомобилей, купленных на первичном рынке. Тут все заканчивается благополучно, когда в рабочем режиме новые детали притираются друг к другу.

Однако существует ряд нестандартных неисправностей, влекущих синий дым из выхлопной трубы бензинового двигателя:

  • из-за высокой температуры сильно изменяется геометрия юбки поршня;
  • разрушаются перемычки между кольцами;
  • сбивается зажигание.

Вакуумный датчик нагрузки также бывает виновником синей дымовой завесы из выхлопного тракта, но такой эффект характерен только для машин с автоматической коробкой скоростей.

Влияние качества используемого масла на дымообразование

Моторное масло должно обладать определенными характеристиками. Качество применяемого смазочного материала напрямую зависит от его свойств. Если в моторе автомобиля находится масло низкого качества, коэффициент вязкости которого не соответствует марке автомобиля или при повышении температуры внутри двигателя происходит резкая потеря полезных свойствсмазки, это приводит к серьезным поломкам элементов и систем силового агрегата. При появлении сизого дыма нужно проверить масло на соответствие и при необходимости произвести его полную замену.

Появление дыма может быть вызвано и рядом других причин — от появления микротрещин в корпусе движка до использования не подходящего вида топлива, предназначенного для данной марки двигателя. Каждая конкретная ситуация всегда имеет решение при обращении за помощью к квалифицированным специалистам.

Если двигатель дымит

АЛЕКСАНДР ХРУЛЕВ, кандидат технических наук

Знакомая картина: запустили двигатель после долгой стоянки и из выхлопной трубы

повалил густой дым. Полностью может быть, что после прогрева он уменьшится, а при поездке и совсем пропадет. Но почаще бывает по другому. Дымление длится и очевидно указывает, что в моторе имеются какие-то проблемы. Длительное бездействие послужило собственного рода толчком к их резкому проявлению.

Дым из выхлопной трубы бывает и белоснежным, и черным, и всех промежных цветов. Цвет служит принципиальным диагностическим признаком. Работа мотора с завышенным дымлением нередко сопровождается и другими дефектами, хотя иногда малозаметными. Их непременно нужно улавливать и отмечать, чтоб поточнее оценить ситуацию.

Обычно возникновение дыма связано с дефектами последующих рабочих органов мотора: системы управления (в главном топливоподачи), системы остывания, механической части (поршневая группа, распределительный механизм и т.д.). В согласовании с этим дым появляется или из-за неполного либо «неправильного» сгорания горючего, или попадания охлаждающей жидкости в цилиндры, или поступления туда масла. Присутствие масла, охлаждающей жидкости либо из- излишнего горючего при сгорании в цилиндрах и присваивает соответствующий цвет выхлопным газам.

Если проанализировать вероятные неисправности, то окажется, что в почти всех ситуациях дым схож по цвету, хотя и имеет различную природу. Другое событие: часто неисправность одной системы, оказывающейся источником дымления, появляется из-за проблем и изъянов в другой. Вот соответствующий пример: нехорошая работа системы остывания приводит к перегреву мотора и, соответственно, пригоранию поршневых колец. Уже вследствие этого в цилиндры попадает масло и вызывает дымление, причина которого по существу вторична.

Начинать поиск предпосылки дыма лучше с сравнения всех зафиксированных событий: нрава самого дымления, увиденных сопутствующих явлений, вероятных наружных воздействий. О соответствующих сочетаниях этих причин у нас и речь пойдет.

Белый дым

Белоснежный дым из выхлопной трубы — полностью обычное явление для режимов прогрева прохладного мотора. Двигатель дымит после кап ремонта ВАЗ 2115 !. Только это не дым, а пар. Вода в парообразном состоянии — естественный продукт сгорания горючего. В ненагретой выпускной системе этот пар отчасти конденсируется и становится видимым, при этом на срезе выхлопной трубы

обычно возникает вода. По мере прогревания системы конденсация миниатюризируется. Чем холоднее окружающая среда, тем паче плотным и белоснежным выходит пар. При температуре ниже -100 С белоснежный пар появляется и на отлично прогретом движке, а при морозе в минус 25 градусов приобретает густой белоснежный цвет с сизым цветом. Почему дымит двигатель после капремонта? На цвет и насыщенность пара оказывает влияние также влажность воздуха: чем она больше, тем пар гуще.

Белоснежный дым в теплое время и на отлично прогретом движке в большинстве случаев связан с попаданием охлаждающей жидкости в цилиндры (к примеру, через негерметичную прокладку головки блока). Вода, содержащаяся в охлаждающей жидкости

, не успевает вполне улетучиться при сгорании горючего и образует достаточно густой белоснежный дым (на самом деле опять-таки пар). Его колер находится в зависимости от составаохлаждающей жидкости, погоды и освещенности на улице. Другой раз он смотрится сизым, напоминая «масляный» дым. Отличить водяной пар просто: он сходу рассеивается, а после «масляного» дыма в воздухе навечно остается синий туман.

Турбокомпрессор и причины появления сизого дыма

Если автомобиль оснащен турбокомпрессором, то выход густого сизого дыма может быть обусловлен его неудовлетворительным состоянием. В результате неисправности этого агрегата происходит утечка моторного масла, предназначенного для смазки подшипников турбины. Смазочное веществопроникает в пусковую систему мотора.

В процессе сгорания масла турбокомпрессора образуется густой сизый дым, наносящий непоправимый вред атмосфере.

Для диагностики турбины необходимо произвести следующие действия:

  1. Отсоединить турбину от двигателя.
  2. Проверить наличие накоплений масла внутри воздуховода.

Скопление большого количества масла в воздуховоде и турбине является серьезным дефектом. При обнаружении подобной ситуации необходимо незамедлительно обратиться за квалифицированной помощью в сервисный центр.

Симптомы масляного угара

Признаки поступления масла в горючую топливно-воздушную смесь:

  • Двигатель дымит синим или голубовато-сизым цветом, при этом возрастает потребление масла. Особенно дым сгущается на динамических режимах движения.
  • В начале изнашивания дымление происходит только в момент прогрева двигателя («на холодную»), пока тепловые зазоры не пришли в норму. При дальнейшем нагреве дымность нормализуется. Поэтому проверка компрессии в цилиндрах не всегда выявляет неисправность.
  • Когда износ прогрессирует, картина меняется. Несмотря на то, что с нагревом двигателя тепловые зазоры уменьшаются, они уже не в состоянии сдержать проникновение масла сквозь щелевые промежутки. С ростом нагрева последнее все более разжижается, в результате чего расход смазочного материала увеличивается.
  • Масло, попадающее в цилиндры, забрызгивает свечи, из-за чего они покрываются нагаром. А это вызывает ослабление искры и пропуски воспламенения. Мотор, как говорят, «не тянет» или начинает «троить».
  • Разрыв диафрагмы на вакуумном датчике автоматической коробки диагностируется выворачиванием свечи цилиндра, расположенного рядом с местом подключения вакуумного шланга. Эта свеча будет забрызгана маслом, в то время как остальные остаются сухими.

Поиск неисправности следует начинать с проверки компрессии. Если же, как было сказано выше, результаты не являются достоверными, проверяют состояние маслосъемных колпачков, поскольку эта работа менее трудоемка по сравнению с разборкой ЦПГ. И только в последнюю очередь приступают к основательной разборке двигателя.

Даже если вы не в состоянии своими силами устранить причины синего дымления бензинового двигателя, хотя бы получить представление о возможных неисправностях вполне реально. А это позволит избежать лишних расходов при составлении план-графика восстановительных работ, который должны составить работники ремонтного сервиса.

Советы по правильной обкатке двигателя

Во-первых, отбросим попытки использовать режим ECO с «автоматом»: коробка, чтобы экономить топливо, будет включать высокие передачи как можно раньше! Режим Sport, наоборот, использовать можно, только особой разницы не будет что с ним, что без него. Крутить двигатель выше 2500 об/мин мы не собираемся.

Пусть лучше будет «Sport»

Обеднённая смесь при обкатке не нужна. Так что режим ECO лучше не использовать и с МКП… А вообще после капремонта

обкатать двигатель будет просто: надо делать всё то, что и после покупки нового автомобиля с таким же мотором.

Период обкатки обычно составляет 2000-2500 км.

Состояние ЦПГ

Когда сальники клапанов заменены, турбина и система вентиляции картерных газов проверены, а синий дым из выхлопной системы не исчез, обратите внимание на состояние цилиндропоршневой группы. Скорее всего, между поршнем и цилиндром образовался слишком большой зазор

Происходит так либо из-за того, что поршневые кольца залипли/изношены и не справляются со своей функций, либо по причине выработки в месте контакта юбки поршня с цилиндром. Оба типа неисправности являются лишь последствиями, спровоцированными большим пробегом, неквалифицированным ремонтом или несоблюдением сервисных интервалов обслуживания.

В 4-тактном ДВС поршневые кольца выполняют следующие функции:

  • уплотнение от прорыва выхлопных газов в картер. На современных авто высокая степень герметизации достигается применением двух компрессионных колец;
  • съем и распределение масла. Кольца не только должны равномерно распределять смазку по цилиндру, но и регулировать толщину масляной пленки;

Основной объем избыточной смазки удаляется маслосъемным кольцом (3-е по счету), а также вторым комбинированным компрессионным кольцом.

отвод тепла от поршня. Около 70% поглощенного поршнем тепла отводится именно через поршневые кольца (55% всего объема припадает на 1-е компрессионное, 30% на 2-е компрессионное и 15% на маслосъемное кольцо).

Неисправна свеча накаливания

Нередко решение проблемы кроется в неисправности свечей, которые играют важную роль в дизельных устройствах. Чтобы топливо лучше воспламенялось, свечи подогревают камеру внутреннего сгорания до запуска дизеля. А после поддерживают необходимый температурный режим внутри цилиндров до полного разогрева мотора. Поэтому выявить неисправность свечей проще всего, если дизель перестает троить после прогрева.

Когда на старте двигателя не работает одна из свечей, в результате терморежим в цилиндре будет ниже требуемого, что не позволит ему нормально работать. Нечто подобное можно наблюдать в случае, если отсутствует подача напряжения на второй ступени накала свечи. Проще говоря, свеча не способна обеспечить необходимую для работы цилиндра температуру.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
M-polo
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: