Каталитический нейтрализатор выхлопных газов (катализатор): что это такое, как проверить и на что заменить

Неисправный катализатор: причины и последствия

Причин поломки у этого узла много:

  • Неправильный бензин. Автомобиль с катализатором нельзя заправлять этилированным бензином — он смывает напыление из платины и палладия на керамических сотах.
  • Некачественное топливо. Присадки, повышающие октановое число, оседают на сотах и забивают их.
  • Состояние двигателя автомобиля: ЦПГ, ГБЦ и системы зажигания. Масло попадает в выпуск, забивает соты, а при пропуске или поздним зажигании приводит к воспламенению топлива в выпускной системе и сплавлению сот.
  • Вибрации. Постоянная тряска при езде по неровным дорогам или от неисправного двигателя постепенно разрушает керамические соты.
  • Перепады температур. Во время работы узел нагревается до 500 градусов. Охлаждение до отрицательных температур медленно разрушает начинку узла.

Последствия поломки не такие серьёзные, как от обрыва ремня ГРМ, но тоже неприятные:

  • из выхлопной трубы машины чувствуется характерный запах сгоревшего бензина;
  • уменьшается тяга авто из-за плохой вентиляции цилиндров;
  • увеличивается расход топлива;
  • плавают обороты холостого хода;
  • непонятный звон под капотом или днищем автомобиля;
  • горит лампа Check engine.

Что говорит о необходимости замены нейтрализатора

Существующие сегодня модели нейтрализаторов по большей части имеют запас прочности на прохождение от 100 до 120 тысяч км., но может возникнуть неожиданная потребность в замене и несколько раньше.

Явным признаком окончания срока эксплуатации данного устройства будет выгорание каталитического напыления на соты. В современных моделях автомобилей о данной проблеме сразу же сообщает бортовая система – загорается сообщение об ошибке. В том случае если транспортное средство не новое и не имеет бортового компьютера, о возникновении проблемы данного рода можно судить по следующим признакам:

  • на повышенных оборотах может временно, а иногда и постоянно пропадать тяга;
  • очень плохо заводится машина, требуется долго работать стартером;
  • неожиданно при полном вдавливании педали обороты перестают подниматься выше четырёх тысяч, а иногда и меньше, оборотов, при этом автомобиль требует гораздо больше топлива.

Все перечисленные признаки сигнализируют о возникновении проблемы, система ещё работает, но пришло время её замены. Эти проблемы возникают в результате частичного оплавления или разрушения сот и снижения пропускной способности для выхлопных газов. Если проигнорировать данный факт, в скором времени можно столкнуться с ситуацией, когда мотор начинает заводиться с большими проблемами, и даже если заведётся, то очень быстро глохнет – катализатор полностью в нерабочем состоянии. Подтверждением неисправности именно нейтрализатора является тот факт, что из выхлопной трубы перестаёт идти газ при включенном моторе. Наличие газов нужно проверять рукой, поднесённой к отверстию.

Ещё одним сигналом о разрушившемся катализаторе будет грохот под автомобилем. Наиболее явно он слышен во время запуска мотора. Это происходит потому, что устройство уже разрушено, и части керамической начинки под воздействием напоров газов хаотично бьются о кожух.

Особенности каталитического нейтрализатора дизельного двигателя

Двигатели с воспламенением от сжатия (как атмосферные, так и снабженные наддувом) отличаются сниженной термической нагрузкой. В отработавших газах присутствуют частички сажи и окислы азота. Поток выхлопа не в состоянии прогреть нейтрализатор до рабочей температуры, необходимой для разложения частиц NOx.

Для компенсации недостатка применяют систему рециркуляции газов EGR, но ужесточившиеся требования не позволяют уложить выхлоп в нормативы.

В моторах, выпущенных после 2017 г., применяют принудительный впрыск мочевины (система AdBlue) в поток газов перед нейтрализатором. Это вещество вступает в реакцию с окислами азота. Технология позволяет снизить содержание NOx на 90% и используется на моторах, соответствующих категории Евро-5+ и Евро-6.

В конструкцию нейтрализатора входит специальный фильтр Diesel Particulare Filter, улавливающий частицы сажи. Нагар периодически выжигается путем подачи дополнительного топлива, которое догорает в полости фильтра (процесс регенерации).

Сажевый фильтр внутри автомобильного катализатора.

Приблизительный срок службы устройства

Период эксплуатации нейтрализатора зависит от качества изготовления наполнителя и используемого топлива.

… о работе катализаторов

Владельцы ряда машин сталкиваются с разрушением керамической вставки через 30-50 тыс. км пробега, но большинство катализаторов сохраняет работоспособность вплоть до 150-180 тыс. км.

На территории ЕС автомобили не требуют установки нового катализатора при пробегах больше 300 тыс. км.

Распространенные причины выхода из строя автомобильного катализатора

Нейтрализатор выходит из строя по следующим причинам:

  • разрушение или оплавление керамики;
  • засорение сот нагаром или посторонними частицами.

Разрушение

Под воздействием высоких температур и вибраций керамическая вставка начинает крошиться с образованием мелкой пыли и обломков. Частицы забивают соты и забрасываются в камеры сгорания потоками газов в момент перекрытия клапанов. Детонация двигателя негативно воздействуют на нейтрализатор, ударные волны разбивают перемычки и быстро выводят узел из строя.

Разрушение катализатора вследствие выгорания.

Выплавление и выгорание

На состояние катализатора влияет процесс сгорания топлива. При попадании горючего температура в полости нейтрализатора превышает +1000°С, что приводит к оплавлению керамики и засорению сот. Проблема возникает при использовании бензина низкого качества, пропусках зажигания и при неправильной регулировке механизма газораспределения.

Образование нагара

В процессе эксплуатации на поверхности сот оседает нагар (например, от частиц моторного масла), который ухудшает условия дожигания вредных компонентов. Датчики кислорода передают в блок управления ошибочную информацию, что приводит к обеднению или обогащению смеси. Попадающее в нейтрализатор топливо сгорает и разрушает керамические соты, ускоряя выход узла из строя.

Появление инородных частиц

Инородные тела не могут попасть в герметичный корпус нейтрализатора, но при разрушении сот образуются мелкие фрагменты керамики. Обломки попадают в каналы и перекрывают проходное сечение. Из-за нарушения газообмена падает мощность мотора и растет расход топлива, которое частично сгорает в катализаторе и необратимо разрушает узел.

Как определить, что катализатор нуждается в замене

Как правило, катализатор считается вышедшим из строя, если его каталитический слой сгорел в процессе эксплуатации. В автомобилях с современной бортовой системой при поломке нейтрализатора загорается ошибка. Если же автомобиль не новый, то определить приближающийся выход из строя нейтрализатора можно по следующим признакам:

  • Тяга на больших оборотах временно или постоянно пропадает.
  • Автомобиль стал хуже заводиться «на горячую». По утрам, при этом, мотор долго не заводится.
  • Начали пропадать обороты. Например, когда вы давите на газ, а тахометр еле-еле доходит до 2 – 4 тысяч оборотов, но выше стрелка не идет. При этом автомобиль начал потреблять больше топлива.

Эти признаки свидетельствуют о том, что катализатор находится в «полурабочем» состоянии, то есть еще работает, но уже пора менять. А если нейтрализатор вовсе «приказал долго жить», то вы заметите, что машина начала слишком долго заводиться, но даже если мотор и начинает работать, но почти сразу он глохнет. Либо автомобиль и вовсе не заводится. Убедиться что причина в этом случае именно в катализаторе довольно просто: нужно завести мотор и подойти к выхлопной трубе, если выхлопные газы не идут (вы их не чувствуете рукой), значит пришло время менять составную часть выхлопной системы.

Как понять, что он вышел из строя?

В результате оплавления ячеек или разрушения керамики, крошка забивает следующие по ходу движения выхлопных газов «блинчики». Двигателю становится тяжело дышать, он не может выдуть выхлоп.

Из этого вытекают первые признаки выхода из строя катализатора:

  1. Двигатель теряет мощность. Многие водители жалуются, что машина перестает ехать, пропадает динамика;
  2. На приборной панели выпадает ошибка «Check Engine». При сканировании блока управления мотором это ошибка по второй лямбде;
  3. Некоторые отмечают, что при поломке частично или полностью пропадает выхлоп их выхлопной трубы;
  4. Увеличивается расход топлива.

Основные симптомы забитого катализатора

Чтобы предотвратить поломку, важно регулярно проводить диагностику автомобиля. Кроме того, существуют конкретные признаки износа катализатора, которые помогут выявить проблему на ранних стадиях:

  1. Двигатель заводится с трудом и глохнет после запуска.
  1. На приборной панели горит индикатор Check Engine, или, как его еще называют, «чек» двигателя.
  1. Выхлопные газы еле-еле выходят из трубы. Этот признак говорит о том, что катализатор серьезно забился.
  1. Автомобиль теряет в мощности и динамике, слабо откликается при нажатии на газ, при этом увеличивается расход топлива и моторного масла.
  1. Во время холодного пуска двигателя появляется едкий запах, которого раньше не было. Обычно этот признак свидетельствует о разрушении катализатора.
  1. При разгоне или перегазовке слышен неприятный металлический звук.

Что делать, если катализатор вышел из строя?

Если признаки сломанного катализатора налицо, использование такой машины чревато негативными последствиями. Лучше заранее решить проблему, пока она не повлекла за собой другие. Существует несколько способов:

  1. Попытаться промыть или прочистить устройство. Это может помочь только в случае несильного засорения. Если катализатор оплавлен или разрушен, либо его соты полностью закупорены, этим способом решить проблему не получится.
  1. Заменить устройство на новое. Тут есть два нюанса: оригинальная деталь будет стоить очень дорого, а дешевый универсальный катализатор довольно сложно правильно подобрать.
  1. Установить пламегаситель вместо катализатора. Правда, для корректной работы электронного блока управления его придется либо перепрошить, либо использовать так называемые обманки.

Попробовали прочистить катализатор, но все симптомы указывают на то, что проблема не решена? Значит, единственный выход — демонтировать устройство, чтобы заменить на новое или установить пламегаситель. Но есть и хорошая новость — неисправную деталь можно выгодно продать.

Как проверить катализатор при подборе автомобиля или выездной диагностике

При подборе автомобиля, при выездной проверке всё сильно зависит от навыков эксперта при проведении компьютерной диагностики. Именно при помощи правильной компьютерной диагностики и, имея опыт осмотров, можно предвидеть проблемы с катализатором.

Вообще, нужно на месте выполнить все возможные проверки, кроме тех, что требуют снятия катализатора или выкручивания лямбда-зондов. 

Если модель автомобиля попадает в зону риска, то мы рекомендуем проводить дополнительные проверки в сервисных условиях. Но далеко не каждый сервис правильно понимает, что такое эндоскопия катализатора, поэтому рекомендуется обратиться к профессионалам (список рекомендуемых автосервисов – https://mintco.ru/garages/).

Особенности самостоятельной диагностики автомобильного катализатора

Владелец автомобиля может самостоятельно оценить состояние нейтрализатора и креплений узла к трубопроводам выхлопной системы.

Для выполнения работ потребуется набор гаечных ключей и головок. Поскольку болты крепления обгорают под воздействием высоких температур, то понадобится специальная жидкость для отмачивания резьбы (например, WD-40).

Визуальный осмотр

Для осмотра необходимо вывернуть датчики кислорода и осветить внутреннее пространство светодиодным фонариком. Методика позволяет обнаружить разрушение керамики, но оценить состояние поверхности сот невозможно. Не допускается температурная деформация металлического корпуса (наблюдается при перегреве узла из-за сгорания попавшего внутрь топлива).

Температурный тест

Адаптер ELM327 для температурной диагностики катализатора.

Для его проведения понадобится адаптер ELM327, который подключают к диагностическому разъему. Устройство может собирать информацию от датчиков и передавать ее на сопряженный смартфон с установленным программным обеспечением Car Scanner ELM OBD2. Затем необходимо запустить двигатель и зайти в раздел контроля катализатора.

При нормальных условиях работы максимальная температура внутри нейтрализатора составит около +660°С (внутри устройства предусмотрен чувствительный элемент, непрерывно контролирующий степень нагрева).

Тест на разрушение сот

Программа Car Scanner ELM OBD2 позволяет оценить состояние керамического элемента по сигналам от вторичного датчика кислорода. Для исправного нейтрализатора значение составляет 0. По мере износа параметр увеличивается до 1,0 (сигнал о выходе узла из строя, включающий контрольный индикатор Check Engine). При нормальных условиях эксплуатации нижний порог сигнала от сенсора лежит в пределах от 0,05 до 0,2 (зависит от режима движения, температуры и влажности воздуха, качества заправленного топлива).

Проверка давления

Для оценки проходимости сот необходимо:

  1. Отвернуть первичный датчик кислорода (находится перед корпусом нейтрализатора).
  2. Установить резьбовую втулку с термостойким шлангом, соединенным с манометром.
  3. Запустить двигатель и довести обороты до 2,5-3,0 тыс. в минуту.
  4. Через 10-15 секунд заглушить мотор. Нормой считается давление в пределах 0,3-0,35 кг/см², рост параметра до 0,5 кг/см² и выше указывает на частичное засорение сотовой вставки нейтрализатора.

Ослабление болтов

Для быстрого тестирования в гаражных условиях необходимо ослабить болты крепления нейтрализатора к коллектору, а затем запустить двигатель. Если пуск происходит без затруднений, то следует детально осмотреть катализатор.

… о диагностике катализатора

Методика не подходит для двигателей, оснащенных нейтрализатором, совмещенным с выпускным коллектором (разъединить детали можно только абразивным инструментом).

При тестировании возможно появление ошибок от датчиков кислорода из-за подтягивания атмосферного воздуха через образовавшиеся щели.

Можно ли обойтись без катализатора

Этот вопрос решает каждый для себя самостоятельно. Между автомобилистами существуют совершенно противоположенные мнения. Если подытожить все высказывания, можно отметить, что удаление катализатора несёт в себе и положительные, и отрицательные стороны:

Плюсы:

  • двигатель работает в полную силу, ему ничто больше не мешает освобождаться от отработанных газов;
  • заметно улучшается динамика транспортного средства;
  • ощутимая экономия денег, особенно это касается оригинальных моделей.

Минусы:

  • повышенное загрязнение окружающей среды;
  • большое количество выделяемого дыма, это особенно заметно при прогревании автомобиля или при начале движения, что называется «на холодную»: в процессе прогревания двигателя дым из трубы становится практически незаметным;
  • усиливается запах выхлопных газов, но это можно почувствовать только, если находиться непосредственно рядом с выхлопной трубой;
  • шум – автомобиль, естественно, становится несколько шумнее – чётче слышен глушитель, но это совсем не критично.

Таким образом, удалять или не удалять катализатор – решать нужно самостоятельно. В нашей стране на сегодняшний день нет жёстких требований по содержанию вредных веществ в выхлопных газах. В том случае, если есть планы совершить автомобильную поездку в Европу на собственном автомобиле, решение может быть только одно – каталитический нейтрализатор устанавливать придётся обязательно, в противном случае вы просто не получите разрешение на въезд.

Катализаторы ЕВРО 3 бензин — круглые

Фото Название Материал рабочего блока Диаметр Длина рабочего блока Цена
KOR Металл 76 мм 45 мм 5650 руб.
0-45 Керамика 104 мм 75 мм 5350 руб.
10 S-45 Керамика 102 мм 90 мм 6500 руб.
0021 Керамика 110 мм 135 мм 5500 руб.
01-50 Керамика 102 мм 75 мм 6000 руб.
01exp-50 cer Керамика 110 мм 80 мм + 50 мм 7600 руб.
CO 15 Керамика 112 мм 85 мм 6500 руб.
01-45(50)-е4 Керамика 104 мм 140 мм 9000 р.
10/1 S-50 Керамика 110 мм 90 мм 6500 руб.
10/2 S-50 Керамика 112 мм 90 мм 7800 руб.
CO 28 Керамика 115 мм 150 мм 8000 руб.
Тольятти одноблочный Керамика 112 мм 150 мм 7800 руб.
Тольятти двухблочный Керамика 112 мм 100 мм + 100 мм 8800 руб.
0223 Керамика 112 мм 100 мм 6000 руб.
10/3 S-50 Керамика 128 мм 90 мм 7800 руб.
10/4 S-50 Керамика 128 мм 90 мм 9600 руб.
MO-S 50 Металл 127 мм 125 мм 11500 руб.
0221 Керамика 130 мм 120 мм 6500 руб.
CO 30 Керамика 130 мм 90 мм 9500 руб.
MO 30 Металл 130 мм 90 мм 11100 руб.
CO 50 Керамика 130 мм 75 мм + 75 мм 9700 руб.
MO 50 Металл 130 мм 65 мм + 65 мм 11500 руб.
02-55 cer Керамика 125 мм 90 мм 8150 руб.
03-55 cer Керамика 125 мм 120 мм 8900 руб.
Mercedes-Benz сред. Керамика 140 мм 50 мм + 50 мм 5600 руб.
Mercedes-Benz длин. Керамика 140 мм 75 мм + 75 мм 7000 руб.

Как катализатор работает на практике?

После запуска силового агрегата выхлопные газы двигателя уходят на катализатор. Катализатор должен нагреваться как минимум до 300 градусов Цельсия, чтобы происходили каталитические реакции. Катализатор работает оптимально, когда он имеет температуру от 400 до 800 градусов Цельсия. Для ускорения нагрева катализатора используются дополнительные растворы — чаще всего теплоизоляция под кожухом катализатора (поскольку это самое дешевое решение), реже нагреватели или дополнительная подача воздуха в выпускной коллектор.

Лямбда-зонды (лямбда-значения, определяющие соотношение топлива и воздуха), датчики, измеряющие процент содержания воздуха в выхлопных газах, размещены перед катализатором и прямо за ним. Датчики подают сигнал на компьютер, который управляет двигателем. Если содержание выхлопных газов слишком высокое, это означает, что двигатель работает на ненасыщенной смеси. Компьютер увеличивает количество впрыскиваемого топлива. И наоборот. Если содержание кислорода в смеси слишком низкое, доза топлива уменьшается.

Какое это имеет отношение к катализатору? Наряду с изменениями в составе топливной смеси в катализаторе происходят процессы восстановления и окисления с использованием кислорода. Процессы восстановления уменьшают количество токсичных оксидов азота, процессы окисления уменьшают количество оксидов углерода (восстановление до диоксида углерода) и углеводородов УВ (восстановление до пара и диоксида углерода). Процессы восстановления и окисления происходят поочередно, и благодаря им увеличивается степень конверсии катализатора (то есть его эффективность) — до 98%.

  • Угарный газ — до катализатора 1%, после катализатора — 0,1%
  • Углеводороды углеводородов — перед катализатором: до 100 ч / млн, ниже по потоку от катализатора: до 20 ч / млн
  • Диоксид углерода — перед катализатором — до 14%, после катализатора — до 15,4%

Введение новых стандартов радикальных выбросов означает, что одних катализаторов уже недостаточно для очистки выхлопных газов дизельных двигателей. Также стало необходимым использовать сажевые фильтры DPF / FAP (от Евро 4) и системы селективного каталитического восстановления SCR (от Евро 6). Кроме того, обязательна система рециркуляции выхлопных газов EGR, снижающая содержание оксидов азота (для автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями).

В чем заключается работа катализатора?

Термин «катализатор» пришёл из химии. Означает вещество, ускоряющее реакцию, не являющееся продуктом реакции. Бывает двух типов: катализатор восстановления, катализатор окисления. В современных автомобилях используется трёхкомпонентный каталитический преобразователь, уменьшающий количество выбросов 3‐х самых вредных веществ, озвученных ранее. Первая стадия очистки — катализатор восстановления, снижает количество оксидов азота. Вторая стадия — катализатор окисления, снижает уровень несгоревших вредных веществ. Третью стадию выполняет компьютер, контролирующий поток выхлопов и использующая данные для эффективного управления впрыском топлива. Кислородный датчик, установленный ближе к двигателю, передает бортовому компьютеру объем кислорода в выхлопе. Который регулирует пропорцию воздуха к топливу, попадающего в двигатель. Такая модель позволяет удостовериться, что работа двигателя максимально эффективна, и в выхлопной системе остаётся достаточно кислорода для окисления не сгоревших веществ. Каталитический нейтрализатор работает эффективно, но не достиг идеала. Самый большой недостатком: работа только при высокой температуре. В момент прогрева каталитический преобразователь практически бесполезен. Можно переместить бочку катализатора выше к двигателю, но газы будут более горячими, что приведет к перегреву, а это уменьшит срок работы нейтрализатора. Большинство производителей размещают каталитический преобразователь в районе правого переднего колеса — на достаточном расстоянии от двигателя, с возможностью поддержания необходимой безвредной температуры.


Для сокращения выбросов можно использовать предварительный нагрев каталитического нейтрализатора. Самое элементарное — использовать электрические нагреватели сопротивлений. Но большинство автомобилей (12-вольтные) не нагревают катализатор до необходимой температуры за короткое время. Гибридные автомобили (высоковольтные) справляются с этой задачей очень быстро. Дизельный двигатель работает при низкой температуре, вследствие чего катализатор не продуктивен. В связи с этим, ведущие проектировщики эко-автомобилей изобрели систему, использующую мочевину (карбамид). Мочевина реагируя с оксидом азота, выделяет азот и водяной пар, обезвреживая более 90% оксидов из выхлопа.

%rtb-4%

Что делать, если возникает ошибка P0420

Вышедший из строя катализатор — это самая частая причина возникновения ошибки P0420. Но не стоит спешить с его заменой или детальной диагностикой. Когда возникает ошибка P0420, рекомендуется сначала убедиться, что она не связана с более простыми проблемами, такими как:

  • Плохое топливо. Если автомобиль заправлялся на непроверенной заправке, либо было залито необычное для двигателя топливо, рекомендуется слить из бака остатки бензина и залить нормальное топливо, после чего проверить, сохранится ли ошибка;
  • Угол опережения зажигания. Нужно убедиться, что правильно выставлен момент опережения зажигания, иначе температура выхлопных газов может быть выше, чем при стабильной работе двигателя, что приведет к ошибке P0420;
  • Вышедший из строя датчик кислорода. Убедитесь, что второй датчик кислорода работает нормально. Можно поменять местами первый и второй кислородные датчики. Если проблема связана с неисправностью второго датчика, тогда изменится код ошибки на P0134.

Если указанными выше способа обнаружить неисправность не получилось, стоит перейти к проверке катализатора. Для этого потребуется диагност, который сможет сравнить график выходящего напряжения между первым и вторым кислородным датчиком, а также проверить информацию об увеличении и уменьшении подачи топлива.Рекомендуем прочитать: Как проверить катализатор на машине самостоятельно При проверке выходного напряжения кислородного датчика, нужно убедиться, что оно меняется, в зависимости от топливовоздушной смеси. Если смесь обедняется, то есть подается минимум топлива, значение должно быть не ниже 100 милливольт. Если смесь богатая, тогда значение выходного напряжения кислородного датчика должно быть не более 900 милливольт. В диапазоне от 100 до 900 милливольт должны находиться снимаемые показания напряжения. При выявлении проблемы в работе катализатора, есть несколько вариантов, как исправить ситуацию:

  • Замена катализатора на новый оригинальный.

    Самый дорогой способ. Если говорить о новых оригинальных катализаторах для иномарок, их цена начинается от 40 тысяч рублей;

  • Замена катализатора на аналог. Можно установить на место оригинального катализатора его универсальный аналог. Он обойдется значительно дешевле — около 5-10 тысяч рублей. Но, поскольку подобные элементы выполняются из железа, а не из керамики, он «проходит» не более 50 тысяч километров пробега;
  • Установка «обманки» вместо катализатора. Некоторые сервисы предлагают прошить электронный блок управления автомобиля таким образом, чтобы он не воспринимал отсутствие катализатора в качестве ошибки. В таком случае устанавливается эмулятор, который позволяет настраивать время отклика, точность сигнала и его смещение.

Важно: При удалении катализатора из выхлопной системы, автомобиль перестает соответствовать заявленным для него экологическим показателям. (12 голос., средний: 4,67 из 5)

(12 голос., средний: 4,67 из 5)

Удаление катализатора Приора: нужно ли это делать?

Если катализатор на автомобиле неисправен, то его в срочном порядке нужно заменить, что детально описано в предыдущем разделе, или же удалить. Многие прибегают именно к удалению катализатора на Приоре. Однако этот способ нельзя назвать простым, и далее рассмотрим все по порядку. Существуют следующие способы избавиться от каталитического нейтрализатора на Приоре:

  1. Демонтировать катколлектор, разрезать его и вычистить все внутренности. После этого заварить деталь, установить на место и продолжить дальнейшую эксплуатацию автомобиля.
  2. Вместо катализатора установить обычные выпускные коллекторы типа «паук 4-2-1», Stinger и прочие варианты.

Независимо от того, какой вариант будет выбран, понадобится также выполнить следующие манипуляции:

  1. Обязательно вернуть на место датчики лямбда-зонд, так как они влияют на работу двигателя.
  2. При удалении катализатора, второй датчик (стоит после устройства) будет показывать ошибку. Устранить этот дефект можно двумя способами. Установить проставку, с помощью которой прибор будет показывать оптимальное значение кислорода в выхлопных газах. Второй способ — произвести перепрошивку «мозгов», и электронным способом удалить второй датчик из схемы работы двигателя. Физически его можно оставить на месте. Однако второй вариант используют зачастую в том случае, если лямбда-зонд неисправен. Если же датчик рабочий, то гораздо проще попросту поставить обманку, и продолжить эксплуатацию ТС.

После удаления катализатора, рекомендуется сделать еще одну доработку в выхлопной системе автомобиля. Она предусматривает применение пламегасителя. Эту роль выполнять катколлектор, и теперь в случае его отсутствия, выхлопная система будет значительно сильнее нагреваться, что ускорит процесс нарушения ее целостности. Пламегаситель позволяет решить эту проблему. Причем устройство можно установить как внутрь болванки, где стояли соты катализатора, так и сразу после выпускного коллектора.

Важно учитывать, что при удалении катализатора, автомобиль не будет соответствовать экологическим нормам Евро-3. Кроме того, если раньше находясь рядом с автомобилем (с заведенным мотором), вы не ощущали неприятного запаха в выхлопных газах, то теперь он будет присутствовать постоянно, как на карбюраторных автомобилях

Подводя итог, следует отметить, что использование катализатора в конструкции авто не оказывает положительного влияния на работу мотору. Его основная задача заключается только в нейтрализации токсичности выхлопных газов. Теоретически его удалять можно, и многие именно так и поступают, и при этом даже в некотором роде увеличивая ресурс работы ДВС. Однако при этом не исключается вероятность возникновения других проблем, например, сложности с прохождением техосмотра. Однако удалять катализатор на Приоре или нет — это личное дело каждого автовладельца, и ему решать, что предпочтительнее: загрязнение экологии и неприятный запах выхлопных газов или же соответствие стандартам Евро-3.

Отказ катализатора (каталитический нейтрализатор) — почему катализаторы выходят из строя?

Автомобильный каталитический нейтрализатор подвергается очень тяжелым рабочим условиям. Выхлопная система вибрирует во время работы, и при движении по неровной поверхности возникает дополнительная вибрация.

Катализатор подвергается очень высоким тепловым перегрузкам. Выхлопные газы двигателя достигают температуры до 600 градусов по Цельсию (в зависимости от скорости и долговечности вождения), а с другой стороны, на его корпус влияет температура наружного воздуха (минус зимой). Кроме того, из-за расположения под автомобилем он подвержен механическим повреждениям и коррозии.

Катализатор обладает определенной прочностью. Каталитически активное покрытие стареет в процессе эксплуатации. Трудно определить, когда это произойдет. Тем не менее можно предположить, что он колеблется от 180 до 200 тысяч. км пробега.

Однако существует ряд факторов, которые могут значительно сократить технический срок службы катализатора.

И чаще всего они являются причиной его отказа и, следовательно, необходимости замены. Например:

  • Въезд на машине в глубокую лужу. Катализатор нагревают до температуры нескольких сотен градусов по Цельсию через выхлопные газы. Попадание воды вызывает ее ударное охлаждение и усадку металлического корпуса. Это, в свою очередь, сжимает вставку внутри катализатора и измельчает ее.
  • Отказ системы зажигания, вызывающий выпадение зажигания. В зависимости от конструкции и возраста автомобиля это может быть связано с повреждением высоковольтных проводов, купола устройства зажигания, распределительного пальца или отдельных катушек зажигания. Несгоревшие остатки топлива попадают на катализатор и вызывают его разрушение.
  • Неправильно установленный момент зажигания — слишком длительная задержка зажигания приводит к повышению температуры в катализаторе примерно до 1000 ° C, что приводит к его разрушению.
  • Старение двигателя, связанное с износом поршневых колец, вызывает сгорание моторного масла и попадание его остатков в катализатор. Порошок, образующийся после сгорания моторного масла, закупоривает каналы катализатора.
  • Частая / подавляющая езда по городу — значительно сокращает срок службы катализатора.
  • Неправильно отрегулированная газовая установка — также вызывает ускоренный износ этого элемента
  • Механические повреждения — столкновение днища автомобиля с выступающим элементом может привести к вмятине корпуса и повреждению внутренней вставки.

Существующие экологические классы для вредных выбросов

Приобретая автомобиль стоит поинтересоваться к какому экологическому классу он относится. Это указано в технической документации транспортного средства.

Для бензинового двигателя.

Евро

CO2

Углеводород

Летучие

органические вещества

Оксид

Азота

NO

HC+NO

Взвешенные частицы

1

2,72 (3,16)

0,97 (1,13)

2

2,2

0,50

3

2,3

0,2

0,15

4

1,0

0,1

0,08

5

1,0

0,1

0,068

0,06

0,005**

6

1,0

0,1

0,068

0,06

0,005**

6D temp

1,0

0,1

0,068

0,06

0,0045**

Для дизельных моторов.

Евро

CO2

Углеводород

Летучие

органические вещества

Оксид

Азота

NO

HC+

NO

Взвешенные частицы

1

2,72 (3,16)

0,97 (1,13)

0,14 (0,18)

2

1,00

0,7

0,08

3

0,64

0,50

0,56

0,05

4

0,50

0,25

0,30

0,025

5

0,50

0,18

0,23

0,005

6

0,50

0,08

0,17

0,005

Со временем экологические классы будут повышаться. Для России с 2016 года действует стандарт Евро 5, но временно и его уменьшили.

Из практики обслуживания авто с высоким экологическим классом (Евро 5, Евро 6) катализаторы у таких машин служат меньше. Это связано с более плотным расположением ячеек и тонкими стенками керамических сот.

Такое конструкторское решение дало лучший экологический эффект, но ударило по карману автовладельцев.

Как проверить состояние узла

Проверить работоспособность катализатора каждый автовладелец может самостоятельно или обратившись в сервисный центр. Существуют 3 метода проверки работоспособности детали:

  1. Визуальный осмотр корпуса. Деформация корпуса всегда говорит о частичной или полной неисправности катализатора. В этом случае катализатор необходимо снять и посмотреть на просвет. На некоторых моделях осмотр без вскрытия корпуса провести нельзя.
  2. Противодавление. Проверку можно провести с помощью манометра и присоединённой к нему трубки-переходника. Манометр ставят на место лямбда-датчика и заводят двигатель на 2,5–3 тысячи оборотов на 15 секунд. В среднем нормальные показатели давления 0.3 кг/см2 и 0.35 кг/см2 для доработанных двигателей. Показатели 0,5 кг/см2 и выше свидетельствуют о проблемах с катализатором.
  3. Диагностика мотор-тестером. Такой вариант диагностики возможен при наличии специального оборудования. Прибор подключают вместо свечей зажигания и снимают данные во время старта двигателя.

При наличии специального оборудования провести диагностику можно и самостоятельно

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
M-polo
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: