Принцип выделения главной опасности
Водитель может одновременно вести наблюдение за небольшим числом (2-3) объектов дорожной обстановки. Обычно это проезжая часть, другие транспортные средства, пешеходы
Если водителю требуется сосредоточить внимание, например, на знаках или светофоре, то часть объектов он выпускает из поля зрения
Отсюда следует необходимость в каждый момент времени в зависимости от ситуации уметь определять или прогнозировать появление объекта, несущего в себе наибольшую опасность и именно на нем сосредоточивать наибольшее внимание, т.е. принять сигнал опасности!. Выделить главную опасность мало – на нее надо отреагировать
Выделить главную опасность мало – на нее надо отреагировать.
Психофизиологические основы вождения
Водитель должен воспринимать большой объем информации и умело производить ее анализ, чтобы вовремя реагировать на изменения в обстановке. Весь процесс требует определенных психофизических и временных затрат.
Зрительное и слуховое восприятие
Недостаточно обладать только остротой зрения, следует также учитывать особенности восприятия глаза. Правильно определять расстояние и размер предмета возможно только при нацеливании на объект.
Важно и освещение – например, в темное время суток не видно мелких деталей, по-другому воспринимается скорость идущего на встречу автомобиля. Водитель должен быть более внимателен
Быстрое изменение освещенности может вызвать световой шок и временную слепоту. Также важен цвет – расстояние до темных предметов кажется дальше, а до светлых – ближе, чем на самом деле.
Постоянное воздействие на слух также влияет на общее состояние организма, нарушая координацию вестибулярного аппарата. Шум внутри легкового автомобиля не превышает нормы, а вот в грузовых ТС, а также при громком включении музыки, восприятие информации ухудшается. Отвлекают от дороги и машины со спецсигналами, а также неожиданные громкие звуки.
Ощущения равновесия
Воздействие инерционных сил во время движения.
При изменении скорости, направления движения (вверх, вниз, на поворотах) на человека воздействуют силы инерции. При перегрузке они могут вызывать неприятные или даже болезненные ощущения.
Поэтому важно двигаться с той скоростью, которая оптимальная для организма. ВАЖНО! Обязательно используйте детские кресла, подходящие по возрасту и весу ребенку
Они обеспечивают необходимую поддержку, стабилизируют равновесие при ударе
ВАЖНО! Обязательно используйте детские кресла, подходящие по возрасту и весу ребенку. Они обеспечивают необходимую поддержку, стабилизируют равновесие при ударе
Реакция и внимание
Показатель времени ответа человека на опасную ситуацию колеблется от 0,5 до 1,6 секунды
При утомлении, усталости, болезни, неожиданности, принятии алкоголя внимание притупляется. Как вести себя в данном случае? Ответ один – наблюдайте за своим состоянием и не садитесь за руль при ухудшении самочувствия
Другое
Люди, пребывающие в бодром, радостном состоянии, намного внимательнее, чем эмоционально подавленные водители. Поэтому их действия в опасной ситуации более быстры и координированы.
Детальная информация видна на видео:
Дорожные условия и движение автомобиля
Как уже было сказано, состояние дороги и погодные условия существенно влияют на движение и торможение транспортного средства. На скользкой дороге создаются условия для буксования, юза и заноса автомобиля.
Тормозной путь легкового автомобиля | ||
---|---|---|
на асфальте | на льду | |
30 км/ч | 6 метров | 17 метров |
60 км/ч | 23 метра | 69 метров |
90 км/ч | 52 метра | 156 метров |
Чтобы не застрять при движении по рыхлому снегу, нужно заранее выбрать пониженную передачу и двигаться без остановок и резких поворотов.
При движении в гололедицу следует проезжать скользкие участки дороги без торможения и резких поворотов руля, не пользуясь педалью сцепления. При необходимости снизить скорость нужно максимально использовать торможение двигателем, которое не приводит к движению юзом и заносу автомобиля.
В начале дождя после длительной сухой погоды дорога становится очень скользкой, потому что скопившаяся на ней пыль превращается в грязь
Пока дождь не усилится и не смоет грязь с проезжей части, нужно управлять автомобилем с той же осторожностью, что и в гололедицу
Во время сильного дождя под колесами автомобиля, движущегося на высокой скорости, может возникнуть «водяной клин», из-за чего автомобиль перестаёт слушаться руля. В таких условиях нельзя развивать скорость более 80 км/ч.
Если автомобиль все же потерял управляемость из-за водяного клина, то для снижения скорости можно использовать только торможение двигателем. При этом ни в коем случае нельзя нажимать тормозную педаль, поскольку это немедленно вызовет сильный занос.
Порыв сильного бокового ветра при выезде с закрытого участка дороги на открытый (например, из леса в поле) может привести к внезапному изменению траектории транспортного средства.
Для повышения устойчивости рекомендуется снизить скорость, перейти на пониженную передачу, а при необходимости — выровнять траекторию при помощи руля.
Прогнозирование непредвиденных ситуаций
В дороге, количество возможных непредвиденных ситуаций, требующих сноровки и внимания, исчисляется в пределах нескольких десятков. Каждая из них уникальна по-своему, требует определенный уровень знаний и подразумевает общую цель – предупреждение ДТП. Именно подобный набор из возможных ситуаций имеет основное влияние на причины возникновения ДТП. Все из них мы разбирать не будет, однако рассмотрим наиболее важные.
Транспорт, едущий к нам на встречу по встречной полосе.
Особенно опасный случай, так как дистанция до потенциального столкновения увеличивается пропорционально набранной скорости обеих машин. Признаки такой ситуации лежат на поверхности: транспортное средство находится на нашей полосе, и движется по направлению к нам с выключенными поворотниками (возможно имел место быть выезд из парковки, или жилого квартала). В подобных ситуациях, обычное торможение может быть не эффективно и по возможности вам необходимо уйти в сторону.
Особенно важно для многих пешеходов понимать, как водителю бывает трудно разглядеть их в ночное время суток.
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ВОСПРИЯТИЯ
Восприятие — более сложный опознавательный процесс, нежели ощущение. При ощущении отражаются отдельные качества и свойства предметов окружающего нас мира, при восприятии же эти качества и свойства предметов отражаются во взаимодействии, т. е. в виде единого образа.
Процесс восприятия связан с пониманием сущности предметов и явлений. Водитель, управляя автомобилем, должен воспринимать большое количество зрительных, звуковых и других раздражителей. Качество восприятия, т. е. его быстрота, полнота и точность, зависит от знаний и опыта водителя. Опытный водитель при одних и тех же условиях «увидит» больше и быстрее, чем новичок. Очень важны для водителя восприятия пространства и времени.
Восприятие пространства. Обычно человек воспринимает пространство как трехмерное. Удаленные предметы видны под меньшим углом, чем близкие, имеющие те же размеры
Для водителя наиболее важно восприятие расстояний между предметами к их удаленности. Ничто не воспринимается изолированно, в отрыве от общего окружения
Вот почему так важно для водителя знание размеров предметов, наиболее часто встречающихся при управлении автомобилем. Систематическая тренировка в определении расстояний развивает глазомер.
Значительно сложнее восприятие и оценка расстояний от водителя до двигающихся объектов (автомобили, пешеходы и пр.) и между объектами.
На оценку расстояния до предметов влияет цвет, в который окрашены эти предметы. Например, расстояние до автомобиля, окрашенного в темные тона (в черный или синий цвет), переоценивается, т. е. автомобиль кажется водителю дальше, а автомобиль, окрашенный в яркие, светлые тона (оранжевый, желтый), наоборот, кажется ближе.
Правильное восприятие времени — важнейшее качество водителя. Умение точно оценивать временные интервалы, особенно при совершении различных маневров на больших скоростях, имеет в ряде случаев решающее значение в обеспечении безопасности движения. Оценка скорости движения автомобилей, пешеходов и других подвижных объектов лежит в основе динамического глазомера, который является одним из основных элементов, определяющих мастерство водителя. Неправильная оценка временного интервала приводит к нервозности, резким приемам управления -и, как следствие, к аварийной обстановке. Так, например, большинство ошибок водителей при обгоне связано с неправильной оценкой интервала времени, расстояния до встречного автомобиля и его скоростью.
Водители могут допускать ошибки в восприятии и оценке коротких временных интервалов. Наиболее опасна тенденция к их переоценке, когда при недостатке времени водителю кажется, что времени для выполнения маневра вполне достаточно; ошибка, как правило, обнаруживается слишком поздно. На точность восприятия времени оказывают влияние индивидуальные особенности человека, его эмоциональное состояние.
В практике управления автомобилем иногда встречается неправильное восприятие окружающих объектов, называемое иллюзией. Причины иллюзий различны: контрастность восприятия, особенности перспективы, меняющийся рельеф и др. Чем больше скорость автомобиля, тем больше искажается соотношение пропорций окружающих предметов. Водитель, совершая обгон на большой скорости, считает дорогу более узкой, чем это есть на самом деле, вследствие чего он может непроизвольно отклоняться в сторону осевой линии. Часто круговые кривые в плане воспринимаются как эллипсы, длина кривых водителю кажется уменьшенной, а крутизна поворотов увеличенной. Относительно пологие подъемы за длинными спусками воспринимаются более крутыми.
Иллюзорные восприятия опасны. Даже при незначительном искажении действительности они могут привести к аварийным ситуациям. Так, например, иллюзорное восприятие пешехода впереди автомобиля, встречного автомобиля или какого-либо препятствия, как правило, вызывают неправильную реакцию водителя: резкий поворот, экстренное торможение и др.
Предрасполагающими условиями для возникновения иллюзий у водителя могут быть: утомление, отрицательные эмоции (неуверенность, страх), ослабление внимания, состояние алкогольного опьянения и пр.
Иллюзии следует отличать от галлюцинаций, которые являются результатом болезненного состояния человека. При галлюцинациях водитель видит предметы или слышит звуки, которых в действительности нет. При иллюзиях объект восприятия всегда существует, но воспринимается искаженно.
Скорость реакции и степень опьянения
Человек, употребивший горячительные напитки перед тем, как сесть за руль, в 4-6 раз медленнее реагирует на дорожную ситуацию. Ухудшение показателей внимания, памяти, мышления отмечается, как только этанол попал в кровь.
Здоровый трезвый шофер в экстремальной ситуации реагирует в течение 0,8 секунд. Этот показатель является нормой. Уставшему шоферу требуется 1, 2 секунды. Выпивший человек принимает решение за 5-6 секунд.
Иногда аварии не удается избежать по причине стечения ряда неблагоприятных факторов. Преграда может появиться внезапно, тормознуть путь может быть дольше, чем расстояние до предполагаемой опасности.
Алкоголь способен существенно повлиять на поведение человека, особенно находящегося за рулем.
Для легкой степени опьянения характерны следующие признаки:
- манера езды становится агрессивной;
- повышается склонность к риску;
- появляются сложности с определением скорости других транспортных средств;
- снижается восприятие размеров других объектов.
Отсутствие критики приводит к тому, что человек становится потенциально опасным на дороге. В ситуации обгона, поворота или разворота может вести себя неадекватно ситуации.
При средней степени опьянения скорость реагирования автовладельца существенно замедляются и притупляются. Человек плохо адаптируется к темноте, долго восстанавливается после смены освещения, медленно реагирует на маневры других автомобилистов.
Человек с тяжелой стадией опьянения не способен критично оценивать ситуацию на дороге. Он не способен адекватно оценивать размеры машин, расстояние до других участников движения. Кроме того, сужается угол зрения, автовладелец теряет способность видеть машины, находящиеся рядом. Он может путать педали, не обращать внимания на знаки, не замечать пешеходов, мотоциклистов, велосипедистов.
Даже незначительная доза спиртного может привести к фатальным последствиям. Поэтому не стоит подвергать риску свою и чужую жизнь. Лучше вызвать такси или воспользоваться услугой трезвого шофера.
Факторы, влияющие на время реакции
Время реакции зависит от нескольких факторов. В первую очередь, определяющими являются личные качества: хорошее зрение, способность воспринимать и ассоциировать, физическая подготовка, настроение, врождённый темперамент, текущее самочувствие (в том числе усталость). Человек действует быстрее, если у него есть естественные и хорошо развитые рефлексы.
Несомненно, водитель будет реагировать быстрее, если ситуация, требующая экстренного торможения, проста и прозрачна, а также хорошо известна из практики.
Типичный пример — пешеход, внезапно появляющийся на пути машины. Задержка реакции водителя обычно происходит из-за отвлечения его внимания. Например, он беседует с пассажирами, зажигает сигарету, разговаривает по мобильному телефону или проявляет интерес к человеку, сидящему рядом. Время реакции также увеличивается, когда обстоятельства нетипичны или автомобилист не может хорошо видеть препятствие.
Влияние утомления на реакцию
Вероятность участия в аварии уставшего водителя почти в 8 раз выше, чем у отдохнувшего человека. Статистика показывает, что усталость является причиной примерно 10–15% серьёзных дорожно-транспортных происшествий. Это состояние приводит к снижению настороженности и увеличению времени реакции, а также может привести к ошибочному считыванию сигналов, подаваемых другими участниками движения, и, как следствие, к неправильному реагированию на них.
Знаете ли вы? Слово «автомобиль» является классическим соединением, полученным из древнегреческого слова autos, что означает «я», и латинского mobilis, дословно означающего «подвижный». Такое название для четырёхколёсного средства передвижения пришло в английский язык из французского и впервые было принято Автомобильным клубом Великобритании в 1897 году.
Утомление не всегда вызвано слишком большим количеством времени, проведённого за рулем. Причиной может быть также недосыпание, стресс и даже время суток, когда происходит движение, потому что в определённые моменты времени человек более сонлив, чем обычно, что связано с биологическим ритмом тела. Наибольший риск засыпания за рулем — с полуночи до 6.00 (особенно в 4.00) и примерно через половину суток — с 13.00 до 16.00.
Исследования показывают, что уставшие люди едут менее плавно и часто совершают резкие движения рулём. Они также могут неосознанно сдвигать автомобиль на соседнюю полосу движения, что создаёт риск столкновения с транспортным средством, находящимся рядом. Этот фактор также влияет на настроение автомобилиста, он быстрее раздражается и реагирует излишне агрессивно. Чаще всего утомляются водители в возрасте до 25 лет, люди, которые нерегулярно спят или работают в различные смены, те, кто ездит ночью, водит автомобиль на дальние расстояния и профессионалы.
Экономия топлива
При движении по одному и тому же маршруту на двух одинаковых автомобилях разные водители израсходуют разное количество топлива. Искусство экономичной езды состоит из множества секретов. Вот несколько простых правил:
- Поддерживайте свой автомобиль в исправном состоянии;
- Заправляйтесь качественным топливом;
- Используйте первую передачу только при трогании с места и на очень крутых подъемах;
- Не затягивайте переключение передач при разгоне. Последняя по счету передача — самая экономичная;
- Для плавного снижения скорости не пользуйтесь педалью тормоза, применяйте торможение двигателем;
- Старайтесь избегать лишних торможений и остановок.
Основы БДД
Безопасность дорожного движения – это комплекс знаний и мероприятий, которые обеспечивают юридическую и фактическую защиту людей, их собственности от дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП) и их последствий, гласит avtobddinfo.ru.
Правовые и нормативные основы обеспечения БДД принимаются и изменяются постоянно, так как здоровье, обеспечение сохранности жизни граждан – одни из главных принципов государства.
Остановочный путь
Остановочный путь.
Это отрезок, который пройдет транспортное средство (далее ТС) с момента появления опасности и реакции водителя до остановки.
Включает в себя расстояние с момента обнаружения автомобилистом возникшего препятствия и тормозной путь транспорта. То есть его длина зависит как от самого водителя, так и от ТС.
Все автомобилисты проходят специальную комиссию, чтобы подтвердить возможность управлять ТС, быстро, гарантированно верно реагировать на возникновение опасных дорожных ситуаций. Лица, занимающиеся перевозкой пассажиров, сдают аттестацию каждые пять лет. Транспортные средства проходят техосмотр и тестирование ежегодно.
Время реакции водителя
Это период от обнаружения препятствия до принятия мер уклонения от него.
Длительность реакции зависит от разных причин:
- физические особенности водителя (возраст, изменения в зрении, слухе);
- самочувствие (усталость, переутомление, болезнь);
- погодные условия;
- окружающие обстоятельства (недостаточное дорожное освещение, вечернее время, заграждающие видимость объекты).
Тормозной путь
Это отрезок, пройденный ТС от нажатия на педаль автомобильного тормоза до полной его остановки.
Продолжительность пути зависима от нескольких показателей:
- исправность тормозной системы;
- скорость ТС;
- состояние дорожного покрытия;
- наклон дороги;
- изношенность, качество шин;
- масса ТС.
Центробежная сила на повороте
При повороте на ТС действует сила, по законам физики «отталкивающая» объект от центра. Чем выше скорость автомобиля, тем сильнее воздействие
Важно правильно выбрать скорость относительно радиуса дуги, а также более плавную траекторию входа в поворот
В пределах своей полосы движения необходимо максимально приблизится к внешней стороне закругления дороги (при повороте направо отклонится налево и наоборот).
В пособиях для водителей указано, что заходить в поворот следует с постоянной скоростью (сниженной заранее), либо немного ускорится. Торможение с повернутыми колесами может вызвать занос.
Скорость, обгон, видимость, свет
Эти факторы являются одними из наиболее влияющих на ДД. Законодательством установлены правовые основы ограничения скорости дорожного движения. Они зависят от местности, погодных условий. По дорогам необходимо двигаться со скоростью, указанной на обязывающих или рекомендуемых знаках. Символы указаны вдоль трас.
Существует понятие средняя скорость транспортного потока, которой не следует противоречить. Движение медленнее или быстрее данного показателя также влияет на БДД.
При обгоне сужается сфера зрения, поэтому не стоит слишком приближаться к обгоняемому объекту. Также необходимо убедиться, что автомобиль успеет вернуться в свою полосу, не мешая другим участникам ДД
Крайне важно совершать обгон так, чтобы автомобилисты видели ваше ТС в зеркала и понимали намерения
Казалось бы, дальний свет – большой помощник водителя. Но в условиях снегопада или тумана он неэффективен, поэтому применяется ближний свет в сочетании с противотуманками.
При приближении к высокому подъему также следует переключить дальний свет на ближний.
Другое
Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения говорят о том, что даже если водитель заметил возникшее препятствие вовремя, у него должно быть достаточно расстояния, чтобы избежать столкновения. Именно для этого предусмот-рено понятие безопасная дистанция. Оно не имеет числового выражения, сущест-вуют лишь рекомендации по его исчислению.
А именно:
- в обычном режиме: половина скорости, в метрах (при движении ТС 40 км/ч дистанция должна составлять 20 метров);
- на мокром асфальте: скорость, переведенная из км. в м. (40 км/ч – 40 метров).
Но даже если вы сами соблюдаете дистанцию, автомобиль, идущий позади, может этого не делать. Если машина едет близко, чтобы не спровоцировать ДТП, следует наблюдать в зеркала заднего вида, а торможение начинать заранее и более плавно.
Детальная информация видна на видео:
Советы водителям
Безопасное движение является сложной задачей, на которую имеет влияние множество дополнительных факторов. Причиной могут быть человеческие ошибки, поломки машины или ямы на дорогах, и каждая характеризуется своими особенностями и требует индивидуального подхода. Непрерывная оценка эффективности водителем своих действий позволяет выбрать решение, способствующее повышению безопасности дорожного движения.
Узнайте также: какие нарушения ПДД фиксируют камеры.
Советы, следование которым поможет сделать дорожное движение безопасным, приведены ниже:
Будьте бдительны — нужно рассматривать ПДД как руководящие принципы, а не строгие приказы, и знать, в каких ситуациях они применяются
Всегда важно оставлять себе возможность выбрать правильный вариант для каждого случая
Быть хозяином ситуации — помнить, что безопасность на дороге зависит не только от автомобиля, но и от водителя
Всегда стоит принимать во внимание всё, что происходит вокруг, а также собственные навыки вождения и тип ведомого автомобиля. Находясь за рулём, стоит позаботиться о своей концентрации и внимании
Контролировать свой страх — люди нередко теряются и пугаются при возникновении трудной ситуации на дороге
Однако уверенные навыки вождения, логическое мышление и хорошие привычки помогут взять под контроль проблему.
Уделять особое внимание безопасности — существует три типа водителей: те, кто вызвал аварию, те, кто был вовлечён в чрезвычайную ситуацию, вызванную другими участниками дорожного движения, и те, кто не попал в трудное положение
«Хороший» водитель — это не тот, кто никогда не сталкивался с аварией, а помнящий, что самое важное на дороге — безопасность, независимо от всего. Не отвлекаться — во время движения следует принимать во внимание всё окружающее водителя. Нельзя сосредоточиться только на прослушивании радио и наблюдении за приборами авто, следует наблюдать за потенциальными внешними угрозами и быть готовым к ним
Ни в коем случае нельзя разговаривать по мобильному телефону
Нельзя сосредоточиться только на прослушивании радио и наблюдении за приборами авто, следует наблюдать за потенциальными внешними угрозами и быть готовым к ним. Ни в коем случае нельзя разговаривать по мобильному телефону
Не отвлекаться — во время движения следует принимать во внимание всё окружающее водителя. Нельзя сосредоточиться только на прослушивании радио и наблюдении за приборами авто, следует наблюдать за потенциальными внешними угрозами и быть готовым к ним
Ни в коем случае нельзя разговаривать по мобильному телефону.
Ожидание неожиданного — опыт дорожного движения и понимание событий, происходящих на трассе, позволяет увидеть первые сигналы о ситуации, которая может привести к аварии. Стоит помнить, что не каждая катастрофа неизбежна.
Медленное движение — путешествие в спокойном, разумном темпе даст достаточно времени и пространства для реакции, если что-то случится на дороге.
Управление рулевым колесом — большинство водителей не уделяют достаточного внимания тому, что происходит с рулём во время вождения
Если случается потеря контроля над автомобилем, именно оно будет первой точкой, где это можно будет заметить, а также первым местом, где автомобилист сможет отреагировать и исправить положение.
Плавное вождение — важно обращаться с рулём и тормозами осторожно. Входить в поворот или торможение определённо, но постепенно, избегая резких движений
Определение своих возможностей и ограничений — важно правильно оценивать свой уровень, как водителя, и не бравировать, пытаясь выйти за безопасные пределы своих умений.
Скорость и время отклика являются двумя ключевыми факторами, которые определяют, успеет ли автомобилист остановить транспорт или столкнётся с препятствием. Даже небольшое увеличение скорости значительно увеличивает тормозной путь, и к этому необходимо добавить время реакции водителя
Вот почему так важно, чтобы перед поездкой человек был максимально отдохнувшим или же делал частые остановки в дороге, что позволит ему дольше сохранять концентрацию внимания
О любителях висеть на хвосте
На днях в обсуждении темы движения по обочине, всплыло очень интересное замечание. Что пробки создают люди, которые стараются соблюдать ПДД. Как такое может быть? Например, претензия возникла в части безопасной дистанции между автомобилями. Кого-то не устраивают 10-15 метров между авто, несущихся по скоростной трассе.
А вот у меня немного другое мнение. Особенно после детального разбора процессов торможения на дороге. И уж, конечно, мое отношение к «любителям поприжаться» крайне негативное. Я все больше соглашаюсь с теми, кто в нарушителях видят участников гей-парадов. Разве интерес к чужой «жо..пе» — это не признак, как минимум, латентного гомосексуализма?
Тут всё просто: водитель скоростного седана прилетает откуда не возьмись и упирается в зад другому авто, идущему на обгон тихохода. Начинается яростное перемигивание фарами, прижимание вплотную, попытки просочиться между потоками, иногда, даже обгон по обочине, со всеми вытекающими.
Вам будет интересно: чем не угодили обочинщики
Самое смешное, что любые попытки «подогнать» будут бессмысленными и лишь вызовут дополнительную агрессию. В редких случаях, впереди идущее авто включает «аварийку», нажимает на тормоз. И всё. Автосоитие происходит. Две машины, как две дворняги в ночи становятся неразлучны, до приезда специалистов. А всё потому, что пока, даже на самом современном автомобиле с супер продвинутыми тормозами, прокладка между рулем и педалями подвержена человеческим факторам и ограничениями. Не хватает человеку реакции, чтобы среагировать на резкий маневр. Отсюда и возникает потребности в соблюдении безопасной дистанции на дороге
Путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя
В точке № 1 (рис. 53) водитель увидел препятствие, осознал, что надо останавливаться, и начал переносить правую ногу с педали газа на педаль тормоза.
Рис. 53. Составляющие остановочного пути:
Sр. – путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя
Sср.т. – путь, пройденный автомобилем за время срабатывания тормозной системы
Sт. – тормозной путь автомобиля
Sост. – остановочный путь автомобиля
Время с момента обнаружения водителем опасности для движения до начала принятия им активных мер по избежании этой опасности именуется – временем реакции.
А расстояние, которое машина проходит за это время, называется – путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя.
Что же получается? Водитель прекрасно видит препятствие, понимает, что необходимо остановиться, а его машина практически без изменения скорости продолжает движение на это препятствие?!
«А сколько она проедет? Дайте цифры!» – должны были бы воскликнуть заинтересованные читатели.
Вынужден напомнить, что автор очень жаден до цифр. Ну, давайте подумаем вместе. Один водитель по своему характеру близок к личности летчика испытателя, другой – «валенок вареный». Кто-то прекрасно выспался ночью, в то время как другой всю ночь ругался с тещей. Вчера человек был здоров и весел, а сегодня он простужен и печален
А кое-кто еще и неважно чувствует себя после вчерашней вечеринки.
Поскольку время реакции водителя напрямую зависит от его физического и эмоционального состояния, то никто не сможет сказать, какова у Вас в данный момент реакция, в каких величинах она выражается и насколько она отличается от того, что было час тому назад. Давайте лучше сделаем еще один важный обобщающий вывод:
Ну а тем, кто без цифр обойтись не может, предлагаю заняться арифметикой. Перевод величины скорости из км/ч в м/с прост – надо разделить скорость выраженную в км/час на 3.6 (1000 метров за 3600 секунд), поэтому, например, за одну секунду на скорости 60 км/ч автомобиль проходит около 17 метров (табл. 1). Время реакции водителя составляет от 0,5 до 1,5 сек. в зависимости от… массы факторов.
Теперь экспериментальным путем надо определить время Вашей реакции и можно будет высчитать расстояние, которое пройдет Ваш автомобиль за этот отрезок времени.
А дальше-то что? Как Вы собираетесь на практике использовать полученный результат вычислений? Выбежать вперед машины и померить расстояние рулеткой?
Таблица 1. Путь, который проходит машина за одну секунду
Скорость, км/ч | Путь за 1 сек., м |
---|---|
30 | 8,3 |
40 | 11,1 |
50 | 13,9 |
60 | 16,7 |
70 | 19,4 |
80 | 22,2 |
90 | 25,0 |
100 | 27,8 |
110 | 30,6 |
120 | 33,3 |
Думаю, будет лучше, если каждый водитель научится ощущать расстояние, причем не в метрах и в сантиметрах, а в количестве пространства как таковом, необходимом для каждого конкретного случая. Поверьте, с опытом это ощущение приходит к каждому.
В результате неких экспериментов может выясниться, что кто-то из вас обладает недостаточной реакцией. Что тогда делать?
Во-первых, не стоит расстраиваться и считать себя «ущербным». Есть водители, флегматики по своему характеру, которые вилку ко рту подносят по полчаса, но при этом отлично водят свой автомобиль, значительно лучше некоторых своих коллег-холериков.
А во-вторых, любой водитель, независимо от своего темперамента, пола и возраста, должен уметь прогнозировать развитие дорожной ситуации. Если предполагаемая опасность на дороге заранее спрогнозирована, то она не будет для Вас неожиданной, и супербыстрая реакция тогда не потребуется.
Давайте прочитаем мысли грамотного водителя, который приближается к сложному участку дороги: «Ага, как я и думал, из той «мертвой» невидимой зоны все же появился пешеход (велосипедист, грузовик и т.п.). Ну так, а я к этому был готов. Недаром я заранее (за несколько секунд до того) разработал четкий поэтапный план действий ногами, руками и головой именно на этот случай».
У такого водителя время, потраченное на реагирование на конкретную опасность и соответственно путь, пройденный автомобилем за это время, всегда будут минимальными!
Тем не менее, следует констатировать тот факт, что наш автомобиль все еще продолжает двигаться. Причем без активного снижения скорости он будет двигаться до тех пор, пока не начнет работать тормозная система. Ведь на данный момент мы всего лишь успели увидеть опасность, среагировать на нее и перенести правую ногу с педали газа на педаль тормоза.
Сколько выводится алкоголь
Многие автовладельцы предпочитают не садиться за руль после распития горячительных напитков, а подождать, пока алкоголь выведется естественным путем. Если в крови человека концентрация этанола превышает 0,3 грамма спирта на (1 л. жидкости) и это будет доказано, он останется без прав.
При показателях от 0,2 до 0,5 промилле человек теряет способность критически оценивать скорость, с которой движется его автомобиль. После отметки в 0,5-0,8 промилле (1 л пива) человек хуже реагирует на смену типов освещения. При показателях свыше 1,2 промилле (2.5 л пива) человек теряет способность вести машину и совершать какие-либо маневры. Некоторые водители считают допустимым садиться за руль в пьяном виде. В Чехии был зафиксирован мировой антирекорд – в крови шофера было установлено 8,39 промилле, притом, что смерть наступает после отметки 5-6 промилле.
То, насколько человек пьян, определяется рядом факторов:
- объемом выпитого;
- крепостью напитков;
- наличием и качество закуски;
- весом (у худых людей этанол задерживается дольше);
- возрастом (молодые люди быстрее справляются с последствиями выпивки);
- полом (женщинам требуется больше времени для восстановления);
- состоянием здоровья.
- частотой употребления (у редко пьющих людей алкоголь задерживается в организме дольше);
- температурой (жара способствует скорейшему выведению этанола).
Эффект от распития горячительных напитков нарастает быстрее, достигает максимума в течение 30-80 минут. После еды или хорошей закуски максимальная концентрация алкоголя в крови фиксируется через полтора-два часа.
Пиво
Систематическое употребление опасного напитка приводит к зависимости, а также развитию множества заболеваний. Пол-литра напитка выводится в течение 2-2,5 часов. Достаточно 5 часов, чтобы избавиться от последствий выпитого 1 литра пива. Тем, кто употребил 1,5 л. пива необходимо подождать 7 часов до того, как сесть за руль. У женщин время выведения увеличивается на 1 час. У водителя, выпившего бутылку пива (0,5 л) алкотестер через час покажет 0,51 промилле. Если измерять этот показатель стразу же, он будет равен 0,42 промилле.
Водка другие крепкие напитки
Крепкий напиток своеобразно проявляет себя в ситуации определения степени опьянения. После первой рюмки (100 мл) уровень алкоголя фиксируется на отметке 0,8 промилле. После второй рюмки этот показатель опускается до 0,2 промилле, после третей останавливается на значении равном 2,75. Водка сначала попадает в желудок, а затем всасывается в кровь.
Виски и коньяк схожи по принципу действия с водкой. Однако в них присутствуют примеси, из-за которых процесс выведения затягивается на 10% в сравнении с водкой.
Вино
Сложно определить, как долго распадается алкоголь в организме, поскольку вино различается по крепости. В среднем этот показатель составляет 1,5 часа при употреблении 100 мл спиртного. Полный период выведения продуктов распада после распития бутылки вина (700 мл) составляет 10-11 часов. Употребление вина и вождение автомобиля несовместимы. Даже после 1 бокала напитка прибор покажет 0,48 промилле.
Никаких народных методов, позволяющих ускорить процесс выведения алкоголя, не существует. В лучшем случае они помогут устранить симптомы опьянения, улучшат самочувствие. Вот почему единственный способ протрезветь – подождать необходимое количество времени.
На просторах интернета существует сервис онлайн-калькулятора. С его помощью можно рассчитать время выведения спиртного. Оно рассчитывается по формуле Widmark Erik M. P. Пользователю необходимо заполнить несколько полей: рост, вес, пол, тип алкоголя, количество выпитого.