Характерные особенности гелевых аккумуляторов, их зарядка и обслуживание

Особенности гелевых аккумуляторов

Гелевый аккумулятор принято относить к категории необслуживаемых

, так как в нем вместо традиционного электролита используется особый гель, не вытекающий, даже если АКБ использовать «вверх ногами».

Несравненно выше у таких аккумуляторов срок службы

. Производители отмечают, что он составляет до 14 лет. Тем не менее, этот показатель базируется на работе устройства в идеальных условиях, которые практически не встречаются в реальной жизни .

Долговечность и состояние аккумулятора зависит от ряда факторов

: температуры, качества тока, которым осуществляется подзарядка, влажности воздуха. Именно поэтому действительный срок службы стоит уменьшить года на 3, хотя, признаем, срок эксплуатации в 11 лет весьма существенен (вспомните, что традиционные аккумуляторы, как правило, служат значительно меньше).

Другой особенностью, которая отличает гелевый аккумулятор, считается небольшой ток саморазряда

.На 100% заряженная батарея способна храниться месяцами без подключения (спустя год подобного простоя заряд снижается лишь на 15-20%).

Подобные возможности стали реальны благодаря использованию современных технологий

. Так, к примеру, в производстве используются сверхтолстые электроды из свинца повышенного качества, очищенная серная кислота и прочие дорогостоящие материалы.

Безусловно, это делает стоимость гелевых аккумуляторов выше стоимости свинцово-кислотных, но все равно в результате получается отличная экономия денег и времени, делающая покупку гелевой АКБ выгодным вложением

На российском рынке автомобильных пусковых аккумуляторов заслуженно пользуются повышенной популярностью

аккумуляторыBOSCH AGM и устройства американской компанииEXIDE .

Правильный порядок действий для зарядки гелевых аккумуляторов

Сразу необходимо сказать о том, что при проведении всех действий нужно строго следовать заданному алгоритму.

В  противном случае, можно сильно повредить батарею, а в некоторых случаях – получить реальный физический вред для своего здоровья.

Чтобы такого не случилось, стоит делать следующее:

  1. На корпусе АКБ очистить клеммы от лишнего мусора, равно как и зажимы от ЗУ. Это улучшит контакт между устройствами.
  2. Обязательно поставить аккумулятор на ровную и устойчивую поверхность. Лучше всего для этого подойдет длинный стол.
  3. На зарядном устройстве выставить значения из колонки Cycle Use. В том случае если она отсутствует, выставить параметры на уровне от 14 до 14.4 Вольт.
  4. Выставить минимальный ток для процесса зарядки. Если же предел равен 0, то, соответственно, выставить нулевое значение для тока.
  5. Максимально тщательно проверить зажимы на клеммах аккумулятора. От этого зависит, по сути, весь успех зарядки. Обязательно проверить полярность, правильно ли закреплены крокодилы от ЗУ и на нужной ли они клемме.
  6. Подать питание на зарядку и включить его. После этого начинается очень ответственный момент, при котором владелец должен постоянно присутствовать.
  7. Устанавливается ток заряда на уровне 0.5 от значения, которое написано в графе “Max initial Current”. Или, если такие данные отсутствуют, то необходимо выставить значение порядка 5% от номинальной емкости батареи. Тоесть, если у вас емкость равна 50 Амперам, то нужно выставить 2.5 Ампера. После этого продолжить заряжать. Примерно через 5-10 минут значение тока зарядки подойдет к уровню, который прописан в Max initial Current. Имеется ввиду, что при той же емкости в 50 Ампер ток заряда дойдет до 5 Ампер или тех самых 10%.
  8. В том случае если ток начнет выходить за пределы значения в 14.4 Вольта (что иногда и происходит на тех зарядных устройствах, которые имеют слабое регулирование тока), стоит уменьшить напряжение, которое подается на аккумулятор. К слову, такая зарядка называется “заряжанием постоянным током”.
  9. Если не трогать ЗУ, то зарядка продолжить в таком режиме с постоянным напряжением. Имеется ввиду, что ток будет уменьшаться, но при этом само напряжение будет оставаться в рамках необходимого. Стоит учесть, что при такой зарядке восполняется только 80% от номинальной емкости, а не все 100%. Впрочем, иногда этого хватает, чтобы автомобиль ожил.
  10. Самым последний этап, как нужно заряжать гелевый аккумулятор, заключается в том, что данный процесс должен производиться с напряжением в 14.1 Вольт, а ток должен быть равен 1 или менее 1 Ампера.

Особенности гелевых АКБ

Если говорить о принципиальных отличиях в сравнении с классическими жидкостными свинцово-кислотными АКБ, то они заключаются в самом электролите, а также некоторых характеристиках.

При этом корпус становится герметичным. Никаких пробок для доступа к банкам, чтобы подливать электролит или дистиллят, здесь нет. Герметичность позволила использовать подобные АКБ в условиях закрытых помещений. При зарядке газ не выделяется, в отличие от обслуживаемых. Также не происходит расход водной составляющей. Ни о какой доливке жидкостей в случае с АКБ по GEL технологии не идёт.

Существует аналог GEL аккумуляторов, которые называются AGM. Это не одно и тоже, вопреки распространённому мнению. У AGM применяются стекловолоконные маты, которые пропитываются жидким электролитом.

Фактор герметичности позволил гелевым батареям получить ряд преимуществ, включая:

  • увеличенный срок службы;
  • отсутствие необходимости доливки жидкостей;
  • отсутствие выбросов газа;
  • безопасность для человека;
  • возможность устанавливать в любом положении;
  • не требуют глубокого подзаряда;
  • быстрее заряжаются;
  • в режиме ожидания не теряют ресурс около 2 лет;
  • увеличенное число циклов заряда-разряда.

Выделяют лишь 3 существенных недостатка. Это высокая стоимость, неустойчивость к подаче высокого напряжения, а также склонность к замерзанию при температуре ниже -45-50 градусов Цельсия.

При обслуживании важно лишь не подавать напряжение, превышающее отметку в 15 В. Ну а зимы с температурой -50 градусов редкость даже для России

Касательно цены вопрос спорный. Покупка гелевого аккумулятора себя в полной мере оправдывает. Это батарея с солидным сроком службы и минимальной необходимостью вмешательства.

Можно ли заряжать обычным зарядным устройством

У каждого владельца транспорта есть зарядник для аккумулятора, подходящий АКБ с жидким электролитом. С гелевой батареей он несовместим, поскольку высокий ток расплавит гель внутри, а он не способен восстанавливаться.

При использовании стандартных зарядников есть ряд проблем:

  • при заряде батареи более половины, гель не расплавится, но и окончательно АКБ не зарядится;
  • нельзя обеспечить этапную зарядку с плавной сменой тока и напряжения;
  • недопустимо оставлять батарею на зарядке слишком долго. Нагрев аккумулятора разрушит структуру электролита и он потеряет свои качества.

Всему этому есть объяснение в виде нагрева корпуса АКБ при подключении стандартного зарядника. При отсутствии контроля электролит расплавляется, но даже если вовремя отключить подачу тока, от разогретого корпуса образуется конденсат.

При этом способ восполнения энергии гелевых автомобильных АКБ даже с обычной зарядкой существует. Для этого потребуется стандартная кислотная батарея, даже выработанная. Она станет трансформатором, снижая нагрузку на конечную точку.

Батарейки соединяются параллельно, а зарядное устройство подключается к трансформатору. Основная энергия будет поступать на переходник, от которого уже в меньшем количестве отправится на гелевый аккумулятор. Первое время нужно отслеживать есть ли нагрев. Если его нет– то зарядка продолжается пару часов, замеряются параметры и при необходимости ЗУ подключается снова.

Как правильно заряжать гелевый аккумулятор 12в

Гелевые АКБ могу быть стартерными и тяговыми, причем первый тип используется для машин. Стартерный АКБ на 12В подает много энергии на запуск мотора, а во время движения ее восстанавливает генератор. Он не может наполнить батарею до 100%, поэтому периодически нужно заряжать энергоблок до максимума.

В качестве компромиссного варианта выбираются универсальные автомобильные зарядки. Они могут регулировать напряжение и выбирать правильный ток по программе, заданной пользователем. Потребуется выставление основных параметров:

  1. Номинальное напряжение.
  2. Количество секций (банок).
  3. Зарядный ток на устройстве.
  4. Тип наполняемого аккумулятора.

Соблюдение заданных параметров обеспечивает микропроцессор универсального ЗУ, он не даст энергии и температуре выйти за пределы. В тяговых аккумуляторах действия немного отличаются. Первая фаза–насыщения, в ее ходе восстанавливается до 80% емкости.

Далее проводится абсорбция– активные ионы накапливаются в свинцовых пластинах, пока ток не будет поглощаться в минимальных количествах. Ток не зависит от самого зарядного устройства, наиболее главным является размер и вместительность пластин.

Обратите внимание!
Благодаря такому разделению на стадии энергия упорядоченно поступает при зарядке и долго расходуется при эксплуатации автомобиля.

Подготовка к зарядке

Перед началом закачки энергии в гелевый АКБ, важно учесть его характеристики, указанные в сопроводительной документации или на корпусе. Всего есть три главных показателя:

  1. Standby – нормы напряжения при хранении, готовности к работе, которые нельзя превышать. Для корректной работы и во избежание проблем следует выбрать на зарядном устройстве напряжение вдвое меньше рекомендуемого.
  2. Cycle use– максимальное напряжение в АКБ при заряде. Обычно это 14.1 В -14.4 В, поэтому обычные зарядники, имеющие напряжение 14.5-15.5 Вольт, не подходят для эксплуатации с гелевыми батареями.
  3. Max initial current– под этим обозначением скрывается максимальный ток для зарядки. При отсутствии этого параметра нужно выбирать 10% от емкости батареи. Если АКБ содержит 50 Ампер-часов, ток должен быть на уровне 5 Ампер.

Правильно подготовив аккумулятор, его можно начинать заряжать, что также необходимо сделать безошибочно:

  1. Чистятся клеммы аккумулятора и зажимы зарядки.
  2. Батарея ставится на ровную поверхность.
  3. Выставляется параметр Cycle use в соответствии с надписями на батарее. Если такой информации нет, лучше придерживаться диапазона 14-14.4 Вольта.
  4. Ставится минимальный ток заряда.
  5. Крокодилы закрепляются на клеммах, устройство включается.
  6. Ток заряда настраивается в размере 50% от показателя Max initial current, то есть на уровне 5% от емкости АКБ.
  7. Через 10 минут от начала зарядки ток заряда доводится до 10% от емкости батареи.
  8. Если напряжение вырастет выше 14.4 Вольта, оно уменьшается вручную до оптимального диапазона.
  9. Ток начнет падать при стабильном напряжении, это называется режимом постоянного напряжения. В ходе такой зарядки АКБ наполняется на 80%.
  10. Остальную емкость позволит заполнить финальная часть зарядки с напряжением 14.1 Вольта, а также током не более 1 Ампера.

Сколько по времени нужно заряжать АКБ

Время для полного заряда аккумулятора индивидуальное. На это влияют емкость и заданные производителем характеристики. Есть простая формула, позволяющая просчитать ориентировочный срок зарядки: емкость аккумулятора*внесенную в ЗУ силу тока. Результатом будет количество часов, которое потребуется для наполнения АКБ энергией.

Лучше держать элемент питания в сети чуть меньше, ведь если начнется перегрев– батарею будет сложно спасти. А перестраховавшись, можно получить хоть и не заряженный до конца, но исправный АКБ.

Особенности

Мелкие повреждения на корпусе батареи не приводят к выходу из строя самого устройства. Это можно отнести к их плюсам. В то время как у обычных аккумуляторов небольшие повреждения приводят к поломке всей батареи.

Газы «гелевиков» практически не выходят наружу, поэтому чистоту отверстий контролировать не обязательно. Емкость батареи практически не изменяется при наиболее неблагоприятных условиях и в сильный мороз. Расчеты показали изменение всего на 19%. Во время хранения аккумуляторы сохраняют свой заряд надолго. Риск осыпания пластин отсутствует практически в полной мере в отличие от кислотных аккумуляторов. Гелевый аккумулятор имеет более высокую цену, если сравнить ее с аналогичными устройствами.

Зависимость емкости гелевого аккумулятора от температуры окружающей среды

Сроки службы и эксплуатации гелевых аккумуляторов значительно выше, нежели у обычных кислотных аккумуляторов. Обычно в 3-4 раза. Аккумулятор сохраняет работоспособность в любом положении. А вот обычный АКБ этим похвастаться не может, так как зачастую перестает работать на высокий спусках или подъемах. У гелиевых аккумуляторов более высокие показатели пускового тока. Поэтому скорее всего с запуском двигателя проблем не возникнет даже в самые сильные морозы.

Минусы гелевых аккумуляторов

Гелевый аккумулятор (плюсы и минусы) устройства:

  • Существенным минусом можно назвать то, что они более чувствительны к параметрам сети зарядки.
  • Для них придумали особое зарядное устройство, которое не всегда можно установить на какой-либо автомобиль.
  • Если раньше у вас был установлен свинцово-кислотный аккумулятор, то придется докупать и монтировать в систему автомобиля промежуточный блок.
  • Степень зарядки аккумулятора придется проверять регулярно. Обычные аккумуляторы не так прихотливы в этом плане.
  • Избыточно заряжать гелевые аккумуляторы нельзя – они могут просто-напросто взорваться.
  • Также отрицательно скажется на гелевых батареях и длительное воздействие отрицательных температур – мягко говоря, они не созданы для использования в условиях достаточно суровой и длительной русской зимы. Поэтому гелевые аккумуляторы приходится утеплять в зимний период года.
  • Но самый весомый недостаток гелевого аккумулятора – цена, которая является необоснованно высокой.
  • К плюсам можно отнести то, что малейшие повреждения на корпусе АКБ не приводят к выходу из строя.
  • Риск осыпания пластин отсутствует практически в полной мере в отличие от кислотных аккумуляторов.
  • Перезарядка до 1000 раз.

Срок эксплуатации зависит непосредственно от корректности работы устройства и реле-регулятора. Если будут большие и резкие скачки напряжения, то пластины окислятся очень быстро. Максимальное напряжение – 12 Вольт. Если оно будет больше, то гель начнет постепенно утрачивать свои свойства, а устройство быстро придет в негодность.

Зарядка гелевого аккумулятора

Для подзарядки гелевых аккумуляторов обычные зарядные устройства от свинцово-кислотных батарей не подойдут. От них «гелевик» может просто-напросто выйти из строя. Подойдут только зарядные устройства с возможностью регулирования силы напряжения и тока.

Это является немаловажным фактором, если вы хотите пользоваться гелевым аккумулятором не один сезон. Если вы решите зарядить аккумулятор неверным зарядным устройством, то есть риск не только быстрого выхода из строй из-за разности напряжений, но и взрыва батареи.

Что такое гелевый АКБ, его конструкция, характеристики, срок службы

Гелевый аккумулятор – это свинцово-кислотный источник питания, в котором электролит между пластинами находится в абсорбированном, гелевом состоянии. Gel-технология подразумевает полную герметизированность и необслуживаемость этого источника питания, принцип работы которого ничем не отличается от остальных видов аккумуляторов.

Конструкция гелевых АКБ

В привычных свинцово-кислотных аккумуляторах электролит представлен в виде смеси дистиллированной воды и серной кислоты. Gel-технология отличается тем, что кислотный раствор в АКБ находится в виде геля. Такая структура электролита достигается путём добавления в состав силиконового наполнителя, сгущающего смесь.

Несколько высокопрочных пластмассовых цилиндрических блоков, соединённых между собой, образовывают корпус гелевого источника питания.

Основные элементы источника питания:

  • положительные и отрицательные электроды;
  • пористые пластины-сепараторы;
  • электролит;
  • клапаны;
  • клеммы;
  • корпус.

Принцип работы гелевого источника питания аналогичен этому процессу в обычных свинцово-кислотных АКБ — заряженный источник отдает заряд. Во время этого процесса напряжение падает, а плотность электролита уменьшается.

Характеристики Gel-аккумуляторов

Выбирая новый гелевый источник питания, необходимо обратить внимание на следующие параметры:

  • Ёмкость — измеряется в ампер/часах. Показывает, в течение какого времени источник питания может отдавать энергию силы тока в 1А.
  • Максимальный ток заряда — максимально допустимое значение тока при зарядке АКБ.
  • Максимальный ток разряда, он же пусковой ток, показывает значение максимальной силы тока, которую АКБ может обеспечить на протяжении 30 секунд.
  • Рабочее напряжение на клеммах — 12В.
  • Вес источника питания зависит от его ёмкости и варьируется от 8,2 кг (26 Ач) до 52 кг (260 Ач).

Маркировка гелевых АКБ

Немаловажным параметром выбора нового источника питания является дата его производства. Формат обозначения этой информации зависит от производителя. Разберём основные примеры:

  1. Optima: на пластике выдавлены цифры: первая — год, следующие — день выпуска. Например: 3118 означает 2013 год, 118 день. На некоторых моделях дату производства можно найти на наклейке: верхний ряд — месяц, нижний — год.

  1. Delta: на наклейке с набором цифр и букв нас интересуют первые четыре знака. Первый (буква) — год начиная с 2011 (А).

            Второй (буква) — месяц начиная с января (А).

            Третий и четвёртый (цифры) — день месяца

  1. Varta: в производственном коде четвёртая цифра — год выпуска, пятая и шестая — месяц (17-январь, 18-февраль, 19-март, 20-апрель, 53-май, 54-июнь, 55-июль, 56-август, 57-сентябрь, 58-октябрь, 59-ноябрь, 60-декабрь).

Срок службы гелевых аккумуляторов

Срок службы гелевого аккумулятора, который сообщают производители — около 10 лет. Однако стоит понимать, что он может меняться в зависимости от условий эксплуатации.

На уменьшение срока службы Gel-аккумулятора влияют слишком низкие (менее −30 °C) и слишком высокие (более +50 °C) температуры. Это связано с тем, что в таких условиях электрохимическая активность источника питания то падает, то возрастает. Стоит отметить, что повышение температуры влечёт за собой ускорение коррозийности пластин. Постоянный недозаряд АКБ также ведёт к уменьшению срока годности батареи. Вместе с тем чрезмерные заряды отрицательно сказываются на продолжительности эксплуатации.

Для того чтобы пользоваться гелевым источником питания максимально долго, рекомендовано не допускать глубоких разрядов и хранить АКБ непродолжительное время в сухих помещениях с температурным режимом от −35 °C до +50 °C.

Как проверить гелевый аккумулятор?

Восстановление эксплуатируемых гелевых аккумуляторов – процедура, требующая определенных усилий. Поэтому необходимо точно знать, в каких случаях приступать к ней нецелесообразно.

  1. Вздутие банок. Возникает такой эффект из-за отслоения геля от свинцовых пластин. Такую батарею оживить или реанимировать невозможно. Определить недочет можно во время осмотра.
  2. Нарушение целостности пластин. Внутреннее содержимое банок разрушается под воздействием высоких температур, а также при подаче чрезмерного большого зарядного напряжения. Проверить аккумулятор можно, заглянув внутрь через предварительно сформированное отверстие. При полном или частичном разрушении пластин, стекловолокна проблема выявляется на слух. Если при тряске слышен шум, то гелевую АКБ необходимо утилизировать.

Если видимые дефекты не установлены, то нужно подготовить прибор для проверки. Для этих целей подходит вольтметр, дополненный нагрузочной вилкой. Для того чтобы получить точные значения, нужно:

  1. Установить значение напряжения на клеммах.
  2. Подключить нагрузку.
  3. В течение 3–4 секунд имитировать работу стартера.
  4. Оценить скорость восстановления напряжения.

Если ток падает достаточно быстро, то срок эксплуатации АКБ подходит к концу

Выявить неисправность можно, обратив внимание на скорость зарядки. К примеру, новый гелевый аккумулятор заряжается достаточно долго

Для зарядки старой АКБ требуется значительно меньше времени.

Своевременно выявить проблемы несложно. Для этого требуется качественное обслуживание гелевых аккумуляторов, выполнение рекомендаций производителей.

Как проводится восстановление аккумуляторной батареи?

Несмотря на то, что гелевые АКБ относят к необслуживаемым изделиям, можно попробовать их оживить в домашних условиях. Для восстановления нужно подготовить такой перечень предметов:

  • Дистиллированная вода. Ее лучше приобретать в аптеке. Ведь в магазинах нередко продают недостаточно хорошо очищенную жидкость.
  • Пинцет.
  • Шприц.
  • Отвертки.
  • Зарядное устройство.

Просмотрите видео про восстановление гелевого акб.

https://youtube.com/watch?v=L3uxzH1ljkY

Контроль количества электролита – первый этап

Хотя компании-производители и отмечают, что уровень геля в АКБ автомобиля остается неизменным даже через несколько лет, постепенно он высыхает. И чаще всего такой эффект наблюдается, если периодически подается чрезмерно большой ток зарядки.

Для восстановления уровня электролита аккуратно демонтируется крышка и колпачки. Для этих действий потребуется пинцет или отвертки. Заливать электролит необходимо постепенно

Важно следить за тем, чтобы пластины были полностью покрыты жидкостью

Дистиллированная вода впитывается в гель за 30-40 минут. Именно через такой временной промежуток и нужно проверять остаток, доливать жидкость. Всю лишнюю воду обязательно удаляют, а колпачки с крышкой устанавливают обратно. Для дополнительной фиксации используются клеевые составы, двусторонний скотч.

Следующий этап – зарядка гелевого аккумулятора

К зарядке гелевых аккумуляторов своими руками можно приступать через несколько часов после заливки дистиллированной воды. Перед данной процедурой на крышку батареи стоит расположить груз, чтобы она не слетела под действием избыточного давления. Основная причина его возникновения – образование определенного количества водорода внутри банок.

Изначально подается напряжение в 14–15В. Это действие выполняется до тех пор, пока гелевый акб начнет потреблять ток. На это требуется около 14 часов. Если по истечению этого периода аккумулятор не зарядился, то напряжение необходимо повысить до 20 В.

Как только напряжение увеличено, отходить от заряжающегося устройства нельзя. Как только пойдет ток, нужно постепенно снижать напряжение до 14В и заряжать до полного восстановления. В противном случае, можно не только испортить АКБ, но и спровоцировать пожар, задымление.

Как заряжать

Выходное напряжение у большинства гелевых аккумуляторов такое же, как и у более дешевых «кислотников» — 12 вольт. Емкость, как обычно, проставлена на корпусе батареи. На вопрос о том, можно ответить так: зарядка проводится так же, как и зарядка любой другой батареи, в соответствии с показателями ее емкости и выходного напряжения. Но во время зарядки следует более пристально следить за всеми показателями.

Внутренне строение гелевой АКБ, кроме формы наполнителя, мало чем отличается от обычных батарей. Внутри находятся такие же (но только более качественные) свинцовые пластины и шесть «банок», закрытых сверху крышками. На корпусе аккумулятора имеется также пара вентиляционных отверстий, через которые выходит водородный газ, образующийся в процессе зарядки.

Приступая к зарядке этого аккумулятора, помните о том, что даже минимальное превышение напряжения больше рекомендуемых показателей может окончательно «посадить» АКБ в считанные минуты. Ток заряда аккумулятора должен составлять не более 10 процентов от указанной на корпусе емкости батареи

(если у вас аккумулятор емкостью 60 Ач, ток заряда выставляем 6 ампер).

Что же касается напряжения, оно не должно превышать показателей в 14,4 вольт

. На корпусе аккумулятора то напряжение, которое нужно выставлять при зарядке, обозначается английской фразой cycle use.

Итак, пошаговая инструкция по зарядке:

Подключите зарядное устройство к аккумулятору, соблюдая полярность .

Установите на зарядном устройстве ток, составляющий 10 процентам от емкости батареи , обозначенной на ее корпусе.

Как только аккумулятор начнет заряжаться, U будет повышаться, важно следить, чтобы оно не превышало 14,4 вольт. Если оно повышается, нужно уменьшить силу тока.

Время полной зарядки гелевого аккумулятора обычно составляет 10-12 часов .. Это стандартная схема зарядки, которая подходит к любому типу аккумуляторов

Однако некоторые автомобилисты советуют уменьшить ток заряда еще в два раза и в таком режиме заряжать гелевую АКБ дольше, около 24 часов. Если есть время и возможность зарядить батарею именно в таком режиме, срок ее службы можно увеличить

Это стандартная схема зарядки, которая подходит к любому типу аккумуляторов. Однако некоторые автомобилисты советуют уменьшить ток заряда еще в два раза и в таком режиме заряжать гелевую АКБ дольше, около 24 часов. Если есть время и возможность зарядить батарею именно в таком режиме, срок ее службы можно увеличить.

Безусловно, требования к зарядному устройству в случае приобретения такой батареи сильно повышаются. Рекомендуется приобрести зарядник с автоматической регулировкой показателей тока и напряжения. Зарядник должен быть, как минимум, с возможностью регулировать ток, а лучше, если у него будет возможность ведения зарядки поэтапно — режим, специально разработанный для зарядки гелевых АКБ.

Как видите, гелевые аккумуляторы для авто являются, безусловно, ценным и оправдывающим себя приобретением. Однако они требуют дополнительных финансовых вложений, которые будут касаться и вашего автомобиля (если вы будете приобретать дополнительный реле-регулятор), и зарядного устройства более совершенного типа. Поэтому нужно исходить прежде всего из своих финансовых возможностей и желания привыкнуть к специфике обращения именно с гелевой аккумуляторной батареей.

Автомобильный гелевый аккумулятор появился на рынке относительно недавно, поэтому еще не многие автолюбители знают, что такое гелевый аккумулятор. Большая часть автолюбители не знает даже о процессах, происходящих в обычных свинцово-кислотных АКБ. Они просто привыкли к тому, что аккумулятор во время зарядки каким-то образом запасают электроэнергию, а потом, когда наступает нужный момент, отдают ее. Начнем с того, что в нашей технической литературе анодом принято называть положительно заряженный электрод, а катодом – отрицательно заряженный. В американской литературе все наоборот: анод – заряжен отрицательно, катод – положительно.

Порядок восстановления

Производители источников питания нового типа сделали все, чтобы минимизировать вмешательство человека внутрь корпуса. Он полностью герметичен, ничего не откручивается, и все же, умельцы нашли способ восстановить гелевый аккумулятор в домашних условиях. Просто наш человек склонен сомневаться, и думает, что это хитрая уловка компаний, чтобы больше продавалась их продукция.

Если реанимация выполнятся дома, понадобится:

  • дистиллированная вода, желательно купленная в аптеке, так как там она чище;
  • пинцет;
  • шприц;
  • отвертки;
  • зарядное устройство.

Контроль количества электролита

Фирмы, выпускающие гелевые источники питания, говорят, что уровень электролита на протяжении всего срока эксплуатации остается неизменным. Это правда, но он имеет свойство сохнуть. И он высохнет быстрее, если при зарядке подавать повышенный ток.

Чтобы восстановить уровень электролита, в первую очередь демонтируют крышку и колпачки «банок», вооружившись пинцетом и отвертками. Жидкость заливать следует не всю сразу, а небольшими порциями, следя за тем, чтобы она полностью покрыла пластины.

Восстановление уровня электролита.

Понадобится подождать 30 – 40 минут, чтобы вода впиталась в гель. Через это время оценивают состояние «банок», если надо – доливают еще. Излишков быть не должно – их удаляют. В завершение ставят колпачки и крышку на место. Конечно, фиксаторы не предусмотрены, поэтому пригодится клей, двусторонний скотч.

Зарядка

К ЗУ подключают только спустя пару часов после заливки воды. Рекомендуется расположить на крышке груз, иначе, под действием давления, она может слететь. Давление образуется по той причине, что внутри «банок» при получении заряда образуется водород.

Напряжение сначала выставляют 14 – 15 В, и держат его на этой отметке, пока батарея не начнет потреблять ток. На зарядку уйдет порядка 14 часов. Если источник питания недополучил заряд, напряжение поднимают до 20 В.

Цикличная зарядка при полной потере емкости

Есть другой способ «раскачать» батарею – выполнить 3 – 4 цикла зарядки-разрядки за установленный промежуток времени.

Для первых двух циклов выставляют повышенное напряжение – 25 – 30 В. Необходимо следить за процессом, чтобы не допустить критической ситуации. В последующие циклы напряжение плавно снижают до 14 В.

Цикличная зарядка АКБ.

Чтобы разрядить батарею, необходима минимальная нагрузка, например, лампа на 5 – 10 Вт. Автомобильная переноска не годится, так как она дополнена относительно мощными лампочками, и такая перегрузка запросто выведет АКБ из строя. По ходу разрядки следят за напряжением, которое не должно опускаться ниже 10.5 – 11 В.

Если способ не дал результатов, вероятно, выводы батареи отошли от пластин. Починить самому уже ничего не удастся. И тут два решения:

  • поставить аккумулятор меньшей энергоемкости;
  • взять новую АКБ.

Где стоит использовать гелевый аккумулятор?

Установка гелевых аккумуляторов — один из частых элементов тюнинга. На спортивной технике меньшая масса при той же токоотдаче важна не меньше, чем и сохранение работоспособности при кренах и тряске. Способность к отдаче больших токов в пике ценна для серьезной внедорожной техники: такие батареи устанавливают для питания мощных лебедок, к тому же после герметизации клемм они могут спокойно переживать погружение под воду.

Еще одна сфера, где внимание к гелевым аккумуляторам традиционно высоко, это автозвук, и в первую очередь – шоу-кары с мощными акустическими системами. В них, как правило, акустика запитывается от собственного гелевого аккумулятора: тут снова на руку отличная импульсная токоотдача (не проседает напряжение при резких скачках громкости) и возможность уходить в глубокий разряд без повреждений

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
M-polo
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: