Диагностика системы управления двигателем змз-406

Детали и запчасти: описание

Многие автолюбители знакомы с элементами охлаждающей системы моторов. Но, автомобилисты-новички не знают — из чего состоит этот узел и какое предназначение элементов, за что часто бывают, наказаны судьбой. Итак, разберём предназначение отдельных элементов системы охлаждения мотора ЗМЗ 406.

Термостат

Термостат — элемент системы охлаждения автомобиля, который отыгрывает роль клапана, который перенаправляет поток ОЖ, с малого на большой. Рабочая температура силового агрегата ЗМЗ 406 — 87 — 103 градуса Цельсия.

При прогреве автомобиля термостат находится в закрытом состоянии, что позволяет более быстро и эффективнее провести нагрев движка. После достижения температуры жидкости в 60-70 градусов, термостат открывается, и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу, проходя через радиатор.

А — термостат закрыт; В — термостат открыт

Водяной насос

Водяной насос или помпа обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Располагается деталь в блоке цилиндров и приводится в движение при помощи приводного ремня от коленчатого вала. Деталь имеет ресурс в 100 000 км пробега, но в связи с некачественными запасными частями может выходить со строя значительно раньше.

Радиатор и вентилятор

Радиатор и вентилятор системы ОЖ предназначены для обеспечения оптимального охлаждения двигателя. Сам по себе радиатор охлаждается при помощи встречного потока воздуха, но в летний период — этого не хватает, и в работу включается вентилятор.

Радиатор системы охлаждения на ЗМЗ 406 установленный алюминиевый с 3-х рядной системой для обеспечения максимального охлаждения жидкости. Вентилятор приводится в действие при помощи автоматического замыкания цепи с датчиком температуры расположенного на блоке цилиндров.

Если двигатель имеет инжектор, то в цепь работы датчик-вентилятор ещё включается и электронный блок управления двигателем. Датчик температуры охлаждающей жидкости становится причиной многих проблем связанным с работоспособностью мотора.

Патрубки и водяная рубашка

Патрубки отыгрывают роль проводящего и соединяющего звена между разными элементами системы ОЖ. Из-за их неисправности может возникнуть утечка охлаждающей жидкости, и мотор попросту начнёт перегреваться.

По водяной рубашке, в силовом агрегате циркулирует охлаждающая жидкость, где она поглощает тепло и выводит его на радиатор. Из-за пробоя этого элемента моет возникнуть гидроудар.

Датчики давления и аварийного давления масла двигателей ЗМЗ 405, 406, 409

Для того чтобы контролировать давление в системе смазки двигателей ЗМЗ 405, 406 и 409, предусмотрены два отдельных датчика. Один из них фиксирует величину давления, а второй реагирует на его критическое падение.

Характеристики, конструкция и принцип действия датчика давления масла

Датчик давления масла (ДДМ) служит для измерения давления смазки в системе. В силовых установках ЗМЗ используются датчики типа ММ358 со следующими характеристиками:

  • рабочий элемент — реостат;
  • номинальный ток, А — 0,15;
  • рабочий диапазон, кгс/см 2 – 0–6;
  • сопротивление при отсутствии давления, Ом — 159–173;

Датчик давления ММ358

Конструкция датчика давления ММ358 состоит из:

  • корпуса со штуцером;
  • мембраны;
  • толкателя
  • реостата;
  • элементов привода реостата.

Основу конструкции датчика составляет реостат

Датчик ММ358 работает вместе с указателем давления, находящимся на панели приборов автомобиля. Он имеет электромеханическую конструкцию, реагирующую на изменение сопротивления датчика.

Датчик давления масла работает в паре с указателем, расположенным на приборной панели

Принцип действия датчика ММ358 следующий: когда двигатель не работает, давление в системе смазки отсутствует. Сопротивление датчика, в соответствии с его характеристиками, составляет 159–173 Ом. При запуске силового агрегата давление возрастает, и масло начинает воздействовать на мембрану, выгибая её внутрь корпуса. Прогибаясь, она через толкатель двигает передаточный рычаг, который, в свою очередь, перемещает ползунки реостата вправо, снижая сопротивление датчика. На это снижение реагирует указатель, перемещая стрелку вправо.

Характеристики, конструкция и принцип действия датчика аварийного давления масла

Аварийный датчик предназначен для информирования водителя о падении давления масла в системе до критических показателей. В силовых агрегатах ЗМЗ 405, 406 и 409 устанавливаются датчики аварийного давления масла типа ММ111Д или аналогичные, выпускаемые под каталожными номерами 2602.3829, 4021.3829, 6012.3829. Это устройства контактного типа, принцип действия которых основан на замыкании и размыкании контактов.

Характеристики датчика ММ111Д:

  • рабочий элемент — диафрагма;
  • номинальное напряжение, В — 12;
  • срабатывание при давлении, кгс/см 2 – 0,4–0,8;
  • размер посадочной резьбы, в дюймах – ¼.

Внутри корпуса устройства расположена подпружиненная диафрагма. К ней прикреплена контактная пластина, которая в нерабочем состоянии замкнута с корпусом (массой) датчика. Во время работы двигателя смазка под давлением поступает через специальное отверстие в корпус и отодвигает диафрагму. Контакты при этом размыкаются.


Главный элемент конструкции датчика — мембрана

Аварийный датчик давления работает в паре с сигнализатором, который расположен на панели приборов. Он выполнен в виде красной маслёнки. Когда мы включаем зажигание без запуска двигателя — маслёнка должна гореть. Это свидетельствует о том, что на датчик подаётся напряжение, а давление в системе отсутствует. Через 3–5 секунд после запуска двигателя давление в системе возрастает и достигает рабочих показателей. Масло воздействует на диафрагму, контакты размыкаются, а сигнализатор гаснет.

Как будет работать насос с охлаждающей жидкостью

Эта деталь функционирует по центробежному принципу. Его местонахождение впереди самого цилиндрических блоков. Он будет работать от движения шкива вала при помощи поликлинового ремня. Насос призван обеспечивать постоянное движение жидкости, которая охлаждает двигатель. Тепловой режим здесь будет задан теми условиями, которые диктуют датчик и термостат, включающий радиаторный вентилятор.

Как распределяются потоки у жидкости? Ими будет управлять как раз деталь термостата, имеющая два клапана (известных под названиями основного и байпасного). Схема работы будет следующей:

  1. Когда двигатель холодный, то клапан основного значения будет закрытым. В этом случае жидкость для охлаждения будет циркулировать по маленькому кругу: он начинается в рубашке охлаждения и головке блока цилиндров, а дальше проходит мимо радиатора двигателя. Здесь случае жидкость будет возвращаться к насосу.
  2. А уже при температурном показетле от 80 °С откроется клапан основного значения у термостата — жидкость пойдет по большому циклу. В этом случае клапан байпасный у термостата закроется. Когда будет порог в 94°С, основной клапан станет открытым полностью, зато закроется второй. Смесь начнет циркулировать через охладительную «рубашку», потом зайдет в основной клапан. Следующим пунктом будет радиатор у двигателя. Так образуется большой круг. Жидкость, пройдя через сам радиатор обязательно охладится, а часть её тепла уйдет в окружающий воздух.

Как работает система охлаждения для змз 406

Комплекс, направленный на охладительные меры в данной модели автомобиля является жидкостным. Также он закрытого типа, а циркуляция в нем носит принудительный характер. Среди вышеуказанных составляющих отдельно следует сказать о так называемой рубашке охлаждения. Она представляет собой протоки для блоков и каналов, расположенные именно у головки (блок цилиндров).

Самыми важными для нормальной работы охлаждения в змз 406 признаны следующие детали:

  • насос,
  • гоняющий охлаждающую жидкость;
  • радиатор;
  • вентилятор;
  • расширительный бачок.

Особенности электронной системы зажигания ЗМЗ 406

Электронное зажигание на моторе ЗМЗ 406 чисто российское изобретение. Электронная начинка полностью унифицирована. Существует несколько версий программного электронного блока. Программное обеспечение устанавливается в зависимости от конкретных технических характеристик.

Так например мотор 4061 10 имеет степень сжатия 8:1, он рассчитан работать на АИ 76. Этому движку требуется программное обеспечение которое будит способствовать работе мотора на этом горючем. Если электронный блок с программным обеспечением для 4061 движка установить на 4063 модель, то двигатель нормально работать не будит. Это говорит о том, что блоки зажигания с программным обеспечением не взаимозаменяемые, например с 4061 на 4062 движок ставить нельзя.

В чём различия карбюраторный и инжекторной системы питания

Изначально был изобретён ДВС с карбюраторной системой питания. За приготовление состава горючей смеси отвечал карбюратор. Позже, был изобретён инжектор. Применение инжекторной системы облегчило запуск двигателя, снизило расход горючего, улучшило динамику мотора. Почему так произошло, в чём разница?

Ответить на этот вопрос можно разобравшись, в процессах, происходящих в карбюраторных и инжекторных силовых агрегатах. Производительность мотора с карбюратором напрямую зависит от числа оборотов коленвала.

Чем выше обороты, тем больше расход горючего и больше выброс вредных веществ. Когда происходит нажатие на педаль газа карбюраторного автомобиля, в карбюраторных увеличивается количество паров бензина. Оно настолько избыточное, что не успевает сгорать, часть догорает в выпускном коллекторе. Тем самым увеличивая расход бензина и содержание вредных веществ, в выхлопных газах.

В инжекторном движке все происходит по другому. Любое лёгкое нажатие на акселератор контролирует микропроцессор. Происходит моментальная коррекция необходимого количества топлива, которое впрыскивается непосредственно в камеру сгорания. Четкая коррекция распределённого впрыска, улучшает динамику и приемистость автомобиля, снижает расход горючего и уменьшает количество вредных веществ в выхлопных газах.

Обслуживание

Схема обслуживания ЗМЗ 406 достаточно простая. Мотор, неприхотливый к расходным материалам. В силовой агрегат помещается 6 литров моторной масла, но для смены потребуется всего лишь 5-5,5 литра. Масляный фильтр подходит, как на Газель, так и на Волгу. Рекомендуемый интервал ТО составляет 15 000 км пробега. Но, для того, чтобы увеличить ресурс, рекомендуется проводить обслуживание на 12 000 км, если транспортное средство эксплуатируется на бензине, и спустя 10 тыс. км — для газа.

Карта технического обслуживания ничем не отличается от 406-го, и выглядит примерно так:

  1. 1000-2500 км или ТО-0: замена масла и масляного фильтра.
  2. 8000-10000 км — ТО-1: замена масла, масляного и воздушного фильтра, свечей зажигания, высоковольтных проводов, топливного топлива.
  3. 25000 км — ТО-2: замена масла, масляного фильтра.
  4. 40000 км — ТО-3: замена масла, масляного и воздушного фильтра, свечей зажигания, высоковольтных проводов, регулировка клапанов.
  5. 55000 км — ТО-4: замена масла, масляного фильтра, топливного фильтра, замена цепи ГРМ и ремня генератора.
  6. 70000 км — ТО-5 и последующие: замена масла и масляного фильтра. Каждые 20000 км меняется — топливный и воздушный фильтр, регулируются клапана. Каждые 50000 км пробега — замена цепи ГРМ.

При проведении планового технического обслуживания выполняется замена смазочной жидкости и фильтров. Каждые 65-70 тыс. км необходимо менять ремонтный комплект ГРМ. На ЗМЗ 4062 устанавливается цепь и башмак, а также ведущая и приводная звёздочки.

Каждое второе техническое обслуживание требует проверки систем, таких как клапанный механизм, состояние электронного блока управления силовым агрегатом, а также работоспособность датчиков. Регулировка клапанного механизма проводится спустя 50 000 км, или раньше по необходимости.

Зачастую к 70 000 выходят со строя гидрокомпенсаторы, которые нужно менять все вместе, поскольку неизвестно, когда со строя выйдут работоспособные. Смена прокладки клапанной крышки выполняется каждые 40 000 км пробега или при образовании течи с под неё.

В движок рекомендуется заливать полусинтетическое масло с маркировками 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40, 20W-40. Для смены масла понадобиться 5,4 литра, которые заливаются в силовой агрегат. Как показывает практика, большинство автомобилистов выполняют техническое обслуживание мотора самостоятельно.

Диагностические коды неисправностей комплексной системы управления

Код Описание диагностируемых неисправностей
12 Начальный код вывода диагностической информации (всегда первый).
13 Низкий уровень сигнала с датчика расхода воздуха
14 Высокий уровень сигнала с датчика расхода воздуха
15 Низкий уровень сигнала с датчика абсолютного давления
16 Высокий уровень сигнала с датчика абсолютного давления
17 Низкий уровень сигнала с датчика температуры воздуха
18 Высокий уровень сигнала с датчика температуры воздуха
21 Низкий уровень сигнала с датчика температуры ОЖ
22 Высокий уровень сигнала с датчика температуры ОЖ
23 Низкий уровень сигнала с датчика положения дроссельной заслонки
24 Высокий уровень сигнала с датчика положения дроссельной заслонки
25 Низкий уровень напряжения в бортовой сети автомобиля
26 Высокий уровень напряжения в бортовой сети автомобиля
31 Низкий уровень с первого корректора СО
32 Высокий уровень с первого корректора СО
33 Низкий уровень сигнала со второго корректора СО
34 Высокий уровень сигнала со второго корректора СО
35 Низкий уровень сигнала с первого LAMDA — зонда
36 Высокий уровень сигнала с первого LAMDA — зонда
37 Низкий уровень сигнала со второго LAMDA — зонда
38 Высокий уровень сигнала со второго LAMDA — зонда
41 Неисправность в цепи первого датчика детонации
43 Низкий уровень сигнала обратной связи клапана рециркуляции
44 Высокий уровень сигнала обратной связи клапана рециркуляции
45 Низкий уровень сигнала обратной связи клапана адсорбера
46 Высокий уровень сигнала обратной связи клапана адсорбера
51 Неисправность 1 блока управления (БУ)
52 Неисправность 2 БУ
53 Неисправность датчика синхронизации.
54 Неисправность датчика фазы
55 Неисправность датчика скорости автомобиля
61 Неисправность 3 БУ
62 Неисправность оперативной памяти БУ
63 Неисправность постоянной памяти БУ
64 Неисправность при чтении энергонезависимой памяти БУ
65 Неисправность при записи в энергонезависимую память БУ
71 Низкая частота вращения двигателя на х/ходу
72 Высокая частота вращения двигателя на х/ходу
73 Бедная смесь при регулировании по первому LAMDA -зонду
74 Богатая смесь при регулировании по первому LAMDA -зонду
75 Бедная смесь при регулировании по второму LAMDA -зонду
76 Богатая смесь при регулировании по первому LAMDA -зонду
81 Максимальное смещение УОЗ при регулировании по детонации в первом цилиндре
82 Максимальное смещение УОЗ при регулировании по детонации во втором цилиндре
83 Максимальное смещение УОЗ при регулировании по детонации в третьем цилиндре
84 Максимальное смещение УОЗ при регулировании по детонации в четвертом цилиндре
91 Неисправность в цепи управления зажиганием 1-го цилиндра
92 Неисправность в цепи управления зажиганием 2-го цилиндра
93 Неисправность в цепи управления зажиганием 3-го цилиндра
94 Неисправность в цепи управления зажиганием 4-го цилиндра
99 Неисправность формирователя высокого напряжения
131 Неисправность форсунки 1-го цилиндра (КЗ )
132 Неисправность форсунки 1-го цилиндра (обрыв)
133 Неисправность форсунки 1-го цилиндра (КЗ на землю)
134 Неисправность форсунки 2-го цилиндра (КЗ)
135 Неисправность форсунки 2-го цилиндра (обрыв)
136 Неисправность форсунки 2-го цилиндра (КЗ на землю)
137 Неисправность форсунки 3-го цилиндра (КЗ)
138 Неисправность форсунки 3-го цилиндра (обрыв)
139 Неисправность форсунки 3-го цилиндра (КЗ на землю)
141 Неисправность форсунки 4-го цилиндра (КЗ)
142 Неисправность форсунки 4-го цилиндра (обрыв)
143 Неисправность форсунки 4-го цилиндра (КЗ на землю)
161 Неисправность обмотки 1 РДВ (КЗ)
162 Неисправность обмотки 1 РДВ (обрыв)
163 Неисправность обмотки 1 РДВ (КЗ на землю)
164 Неисправность обмотки 2 РДВ (КЗ)
165 Неисправность обмотки 2 РДВ (обрыв)
166 Неисправность обмотки 2 РДВ (КЗ на землю)
167 Неисправность в цепи управления реле бензонасоса (КЗ)
168 Неисправность в цепи управления реле бензонасоса (обрыв)
169 Неисправность в цепи управления реле бензонасоса (КЗ на землю)
171 Неисправность цепи клапана рециркуляции (КЗ)
172 Неисправность цепи клапана рециркуляции (обрыв)
173 Неисправность цепи клапана рециркуляции (КЗ на землю)
174 Неисправность в цепи клапана адсорбера (КЗ)
175 Неисправность в цепи клапана адсорбера (обрыв)
176 Неисправность в цепи клапана адсорбера (КЗ на землю)
177 Неисправность цепи управления главного реле (КЗ)
178 Неисправность цепи управления главного реле (обрыв)
189 Неисправность цепи управления главного реле (КЗ на землю)
181 Неисправность цепи лампы неисправности (КЗ)
182 Неисправность цепи лампы неисправности (обрыв)
183 Неисправность цепи лампы неисправности (КЗ на землю)
184 Неисправность в цепи тахометра (КЗ)
185 Неисправность в цепи тахометра (обрыв)

Важная функция расширительного бачка

Этот элемент представляет собой пластмассовую деталь, которая обычно устанавливается усилителем тормозов. Он соединяется с радиаторными патрубками соответствующими отводками. Здесь же будут специальные метки, которые покажут предельно допустимый максимальный уровень, который должен быть у жидкости для охлаждения.

Система должна быть герметичной. За это отвечают клапаны, расположенные в пробке этого самого бачка. Оба клапана выполняют разные функции. Выпускной следит за избыточным давлением в системе, когда двигатель горячий, а впускной откроется тогда, если есть пониженное давление (обычно это случается, когда двигатель остывает).

Расширительный бачок вмещает обычно около десяти с половиной литров жидкости тосола. Для того чтобы её слить, предусмотрены специальный кран и пробка.

Описание конструкции ШПГ ЗМЗ 406

Поршни 406 двигателя Заволжского завода изготовлены из особого сплава алюминия. Все поршни имеют углубления на дне. Эти углубления предотвращают столкновение поршней с клапанами при обрыве цепи ГРМ. При сборке двигателя после ремонта, для правильной установки поршней, на их стенке имеется надпись «Перед». Эта надпись находиться над бобышкой каждого поршня. Поршень нужно ставить так, чтобы эта надпись была впереди по движению машины.

Каждый поршень укомплектован двумя компрессионными и одним маслосъёмным кольцом. Кольца компрессионные выплавлены из чугуна. Поверхность верхнего кольца, та которая взаимодействует со стенками цилиндра, покрыта тонким слоем хрома. Это ускоряет притирку кольца. Поверхность компрессионного кольца расположенного снизу покрыта тонким слоем олова. Внутренняя поверхность этого кольца, имеет проточку. Это кольцо необходимо устанавливать на поршень, протокой вверх, к донышку поршня.

Маслосъёмное кольцо имеет три элемента: два стальных тонких диска и расширитель. Поршень соединяется с шатуном, при помощи пальца поршневого. Конструкция соединения плавающего типа. Другими словами палец свободно перемещается и в поршне, и в головке шатуна. От бокового смещения, палец удерживают два пружинных стопорных кольца, установленные в бобышках поршней.

Шатуны выполненные из кованной стали, имеют стержень двутаврового сечения. В верхней головке шатуна, находиться запрессованная бронзовая втулка. Нижняя головка на шатуне имеет крышку, прикрученную к шатуну двумя болтами. Крышки проходят обработку совместно с шатунами, поэтому менять местами их нельзя. Крышки и шатуны имеют нумерацию, чтобы их не перепутать при сборке. Гайки болтов, крепящие крышку шатуна, обустроены само стопорящейся резьбой, дополнительного стопорения не требуют.

Днище поршней имеет принудительное охлаждение. Для этого, в стержне шатуна и верхней его головке высверлены отверстия. По ним, под давлением, моторная смазка попадает на днище поршня, тем самым охлаждая его. Вес поршня в сборе с шатуном должен быть одинаковым во всех цилиндрах. Допустимая разница 10 граммов. Нижняя головка шатуна, удерживает шатунные тонкостенные подшипники скольжения.

Основные отличия и технические характеристики

ЗМЗ-406 — рядный четырехцилиндровый мотор. Его основной деталью является блок цилиндров, изготовленный из серого чугуна.

Разобранный мотор ЗМЗ 406

Он тяжелее алюминиевого, но имеет повышенную жесткость и не требует сменных гильз. Конструкция двигателя существенно изменилась по сравнению с предыдущей моделью (ЗМЗ-402). Важная особенность — в ГБЦ расположены два распределительных вала, один из которых предназначен для впускных клапанов, другой — для выпускных. Привод их цепной, двухступенчатый, с гидравлическими натяжителями, работающими в автоматическом режиме.

Каждый цилиндр имеет четыре клапана для улучшения процессов впуска рабочей смеси и выпуска отработанных газов. Клапаны приводятся в действие гидротолкателями и не требуют регулировки зазоров. Свечи зажигания расположены по центру камер сгорания, что позволило увеличить степень сжатия.

Основные технические данные ЗМЗ-4062.10:

Сравнение технических характеристик различных модификаций двигателя ЗМЗ-406

  • Масса, кг — 192;
  • Объем, литров — 2,28;
  • Степень сжатия — 9,3 (8*);
  • Мощность, л. с. — 145; 100*; 110**;
  • Крутящий момент, Нм — 200,9; 181,5*; 191,3**;
  • Марка бензина — Аи-92, А-76*;
  • Объем масла, литров — 6;
  • Объем охлаждающей жидкости, литров — 10,5.

Автомобили Газель Бизнес

* — данные для 4061.10; ** — для 4063.10. В связи с использованием гидравлических механизмов, у 406 двигателей повышенные требования к качеству масла. Хорошую очистку обеспечивает масляный фильтр полного потока со сменным элементом. В конструкции предусмотрен перепускной клапан, через который масло подается в случаях трудности прохода через основной фильтр (он загрязнен или густое масло после запуска холодного двигателя). В клапане установлен свой дополнительный фильтр.

Проверка датчика аварийного давления масла

  • включение зажигания
  • снимите крышку колодки диагностического разъема, расположенную под капотом с правой стороны
  • соедините контакты 10 и 12 блока перемычкой из медной проволоки
  • определить код неисправности по количеству горящих ламп (каждая цифра кода соответствует короткой (0,5 с) серии вспышек, между сериями пауза 1,5 с, за всеми 2 или 3 цифрами следует длинная пауза 4 с).
  • сначала диагностическая система покажет три последовательных кода «12», указывающих на то, что система в порядке
  • отображаются последовательные коды неисправностей, каждый из которых повторяется три раза.
  • После отображения всех кодов неисправностей цикл повторяется
  • Если коды неисправностей отсутствуют, отображается только код неисправности «12».

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя. Коды неисправностей можно считать из памяти в режиме отображения кодов неисправностей. Этот режим активируется путем соединения контактов 10 и 12 диагностического разъема под капотом при включенном зажигании и выключенном двигателе.

При этом проверяется работоспособность самой сигнальной лампы.

Если диагностическая система обнаруживает неисправность, то в зависимости от ее характера лампа может гореть (при включенном зажигании) постоянно или только при работающем двигателе.

В любом случае необходимо провести техническое обслуживание системы управления двигателем.

Чтобы перевести блок управления в режим вывода кода неисправности, включите зажигание и снимите крышку диагностического разъема, расположенную под капотом.

Соедините контакты «10» и «12» разъема с помощью перемычки из медной проволоки.

Сначала диагностическая система отобразит три последовательных кода (12), указывающих на то, что диагностическая схема, схема управления и диагностическая система работают.

Затем отобразятся коды обнаруженных неисправностей.

Каждый код неисправности будет повторяться три раза

После отображения всех обнаруженных кодов неисправностей цикл будет повторен. Если в памяти устройства нет кодов неисправностей, на дисплее отобразится только код (12).

Код обнаруженной неисправности сохраняется в памяти устройства в течение примерно двух часов.

Коды неисправностей определяются по количеству срабатываний сигнализации.

Если аккумулятор отсоединен, другие данные настройки, генерируемые электронным блоком для адаптации системы управления двигателем к условиям эксплуатации, будут потеряны.

После подключения «земли» запустите двигатель и оставьте его работать на холостом ходу (не касаясь педали «акселератора») не менее 1 минуты для адаптации системы зажигания к двигателю.

Для адаптации всей системы управления прогрейте двигатель до рабочей температуры и проедьте примерно 1 км при частично открытой дроссельной заслонке без резкого ускорения.

Чтобы очистить память, выключите зажигание и отсоедините отрицательную клемму аккумулятора на 15 секунд.

Подключайте провод заземления к аккумулятору только при выключенном зажигании во избежание повреждения электроники.

Блоки в салоне

Блок под рулём

В нижней части панели приборов, за защитной крышкой, находится блок с предохранителями и реле.

Схема

Описание

A12f1 Стояночный и габаритный света справа
A12f2 Правый дальний свет
A12f3 Левый дальний свет, индикатор дальнего света фар
A12f4 Фонарь заднего хода
A12f5 Стоп-сигнал
A12f6 Электродвигатель стеклоочистителя
A12f7 Звуковой сигнал, реле эл. цепи клеммы 15
A12f8 Плафоны освещения салона, прикуриватель, радио, клемма 30
A12f9 Выключатель аварийной световой сигнализации, парковочный свет
A12f10 Подсветка передней панели, фонарь освещения номерного знака
A12f11 Стояночный и габаритный свет слева
A12f12 Правый ближний свет
A12f13 Левый ближний свет, задний противотуманный фонарь
A12f14 Не используется
A12f15 Радиоприемник, цепь клеммы 15
A12f16 Блок управления CDI, клемма 30
A12f17 Блок управления CDI, клемма 30
A12f18 Зажигание, клемма 15
A12f19 Не используется
A12f20 Блок-панели управления кондиционера, клемма 30
A12f21 Вентилятор системы отопления, клемма 30
Реле
A12k1 Реле сигнала поворота
A12k2 Реле стеклоочистителя
A12k3 Реле CDI

Блок предохранителей и реле

Вариант 1

С боку видения водителя, за защитной крышкой находится еще один блок с предохранителями и реле.

Схема

Обозначение

Блок 9.1
F7 ESP, клемма 30
F11 Комбинация приборов
F900 Клемма 30
F85 Дневные ходовые огни, клемма 30
F43 Дистанционное радиоуправление
F112 Система центральной блокировки замков, клемма 30
F100 Система центральной блокировки замков, клемма 30
F44 Системы центральной блокировки замков
F101 Дополнительный жидкостной подогреватель
Блок 9.2
F115 Клемма D+
F158 Топливный насос
F300 Освещение салона
F70 Реле эл. цепи клеммы D+
F114 Дополнительный теплообменник
F110 Розетка прицепа
F155 Дополнительный подогреватель
F143 Дополнительный жидкостной отопитель
F19 Модуль дополнительных указателей поворота II
Блок 9.3
F116 Клемма 30
F117 Клемма 15
F180 Клемма 30
F52 Стеклоподъемник двери переднего пассажира
F53 Стеклоподъемник двери водителя
F54 Наружные зеркала заднего вида с обогревом и регулировкой
F86 Дневные ходовые огни, клемма 15
F87 Левая фара
Блок 9.4
F88 Правая фара
F89 Реле клеммы 87 (1)
F90 Реле клеммы 87 (2)
F91 Реле клеммы 87 (3)
F128 Подогрев сиденья водителя
F139 Дополнительный жидкостной отопитель
F150 Вентилятор на крыше
F163 Тахограф, клемма 30
F164 Тахограф, клемма 15
Блок 9.5
F5 ESP
F119 Дополнительный вентилятор кондиционера
F6 ESP, клемма 30
Реле
K26 Реле клеммы D+
K61 Реле стартера
K87 Реле клеммы 87
Вариант 2

Схема

Описание

9.1
1 F158 10A Дизельный двигатель, элементы двигателя / блок управления
2 F180 10A Дизельный двигатель, элементы двигателя / блок управления
3 F19 10A Модуль мигания дополнительных указателей поворота
4 F43 10A Транспондер иммобилайзера
5 F85 10A Свет для движения в дневное время
6 F70 15A Реле D+
7 F143 25A Дополнительное отопительное устройство
8 Резерв
9 F44 25A Система центральной блокировки замков
9.3
19 F115 10A Изготовитель кузова, D+
20 F117 15A Изготовитель кузова, зажим 15
21 F116 25A Изготовитель кузова, зажим 30
22 F150 15A Потолочный вентилятор
23 F114 25A Дополнительный теплообменник
24 F163 7,5A Тахограф
25 F164 7,5A Тахограф
26 F139 10A Система дополнительного отопления
27 F54 10A Наружные зеркала заднего вида
9.4
28 F98 10A Реле вентилятора, ступень вентилятора 1
29 F128 15A Система обогрева сиденья водителя
30 Резервный
31 F155 25A Дополнительное водяное отопление
32 F52 25A Стеклоподъемники
33 F53 25A Стеклоподъемники
34 Резерв
35 F110 15A Гнездо электропитания прицепа
36 F300 10A Плафоны

Под сидушкой водителя, могут устанавливаться некоторые дополнительные реле.

Общая схема

Назаначение

K37 Реле звукового сигнала
K39 Реле топливного насоса
K52 Разъединительное реле АКБ
K55 Реле отключения ближнего света слева
K68 Реле света для движения в дневное время суток
K69 Реле света для движения в дневное время суток
K70 Реле клеммы 15
K74 Реле клеммы 15
K77 Реле дополнительного вентилятора кондиционера
K78 Реле клеммы D+
K79 Реле клеммы 15
K95 Реле отключения ближнего света справа
K101 Реле системы центральной блокировки замков, указатель поворота слева
K102 Реле системы центральной блокировки замков, указатель поворота справа
K141 Реле заднего противотуманного фонаря
K900 Реле прикуривателя

Как снять форсунки на ГАЗелях с ЗМЗ 405 и Камминз

После того как определили, что неисправен один или несколько распылителей, лучше всего их заменить новыми или отремонтировать. Исходя из низкого качества бензина и солярки, распылители редко служат дольше 100 тыс. км пробега на дизелях. На бензиновых — до 80 тыс. км. Процедура замены не отличается сложностью. Это может сделать даже начинающий автомобилист.

Демонтаж форсунок из инжекторных моторов ЗМЗ 405

Прежде всего следует подготовить необходимые для работы инструменты:

  • тонкую шлицевую отвёртку;
  • рожковые ключи на «10» и «13»;
  • небольшую пустую ёмкость для слива бензина;
  • шило.

Действия выполняются в определённом порядке:

  1. Автомобиль устанавливается на ровном месте.
  2. В топливной магистрали сбрасывается давление. Для этого следует обесточить бензонасос, чтобы он не функционировал. Заводится движок и работает до тех пор, пока не сгорит всё оставшееся топливо. Мотор должен заглохнуть.
  3. От аккумулятора отсоединяется «минусовой» провод.
  4. От дроссельного патрубка отсоединятся подводящий воздуховод и трос, управляющий приводом воздушной заслонки.
  5. Ослабляется хомут и отсоединяется отводящий нижний шланг с регулятора холостого хода.

    Отвёрткой ослабляется хомут шланга

  6. Снимается рукав, вентилирующий картер.

    Ослабляется крепёж и снимается шланг картерной вентиляции

  7. Отсоединяется трубка вакуумного усилителя тормозной системы.

    Ослабляется хомут и отключается шланг вакуумного усилителя

  8. Ослабляется хомут и снимается шланг регулятора давления горючего.

    Откручивается крепёж, снимается шланг регулятора давления топлива

  9. Ключом на «13» отворачиваются все гайки со шпилек впускного коллектора. Снимаются провода «минуса», после них — впускной коллектор.

    Снимаются все гайки и наконечники проводов «массы»

  10. От штуцера рампы отсоединяется бензошланг подачи бензина.

    От рампы отключается топливный шланг

  11. С патрубка системы холостого хода снимается шланг вентиляции картера.

    Снимается шланг, вентилирующий картер

  12. От регулятора давления горючего отсоединяется сливной бензошланг.

    С устройства, регулирующего давление, снимается шланг

  13. Откручиваются винты крепления, снимается топливная рампа.

    Откручиваются крепёжные винты и снимается рампа

  14. Пружинная защёлка колодки поддевается шилом, разъём кабеля управления вынимается из гнезда инжектора.

    Разъём управляющего кабеля вынимается из гнезда распылителя

  15. Форсунка извлекается из коллектора.

    Инжектор вынимается из гнезда коллектора

Установка нового распылителя и сборка производится в обратном порядке.

Как извлечь форсунки из дизельных двигателей Cummins

Провести на движке «Камминз» демонтаж форсунок очень просто. Владелец авто сможет снять инжекторы, даже если этого не делал раньше. Достаточно иметь:

  • гаечные ключи на «17» и «13»;
  • тонкую шлицевую отвёртку.

Затем выполнить несколько несложных действий:

  1. Шлицевой отвёрткой демонтируются фиксаторы, которые держат шланг обратного слива дизтоплива.
  2. Снимаются электрические разъёмы инжекторов, для этого нужно нажать на их фиксаторы.
  3. Ключом на «13» удерживаются фиксирующие гайки штуцеров, одновременно ключом на «17» откручиваются гайки топливных трубок.

    Места расположения фиксаторов и гаек, которые нужно открутить и снять

  4. Ослабляются фиксирующие гайки топливных трубок на рампе, трубки отводятся в сторону.
  5. Болты фиксаторов форсунок откручиваются ключом на «13» и аккуратно вынимаются из гнёзд, чтобы не повредить их резиновые манжеты.

    Чтобы отвести в сторону топливные трубки, нужно ослабить гайки, крепящие их к рампе

  6. Инжекторы аккуратно вынимаются из своих гнёзд, чтобы не испортить резиновые уплотнители, расположенные в нижней части форсунок. Для этого нужно слегка стронуть их с места и поворачивать руками, с небольшими усилиями раскачивая в разных направлениях.

    Инжекторы аккуратно извлекаются из своих гнёзд

Установка распылителей производится в обратном порядке. Если повреждены уплотнители (манжеты) фиксирующих болтов и форсунок, их следует заменить новыми.

Это интересно: Трудно ли ездить на Mazda: эксплуатация роторных двигателей

Замена двигателя ЗМЗ 402 на ЗМЗ 406

Произвести замену 402-ого мотора на 406-ой в общем-то несложно, и это вполне можно сделать самостоятельно. Но прежде, чем приступить к работе, необходимо приобрести все необходимое для замены. С наименьшими переделками устанавливается карбюраторный 406-ой ДВС. Что необходимо иметь, чтобы переставить мотор:

  • Сам двигатель в сборе с навесным оборудованием – стартером, генератором, механическим бензонасосом, карбюратором, впускным и выпускным коллектором, с 2-мя катушками зажигания;
  • Приемную трубу глушителя, она не подходит от ЗМЗ 402;
  • Электронный блок управления системой зажигания;
  • Пучок электропроводки для подсоединения ЭБУ и датчиков на двигателе;
  • Рабочий цилиндр сцепления, другую трубку сцепления со шлангом.

Сам двигатель по креплениям подходит один в один, коробка тоже встает по местам без переделки.

Готовый к установке на Газель мотор ЗМЗ 406

Электронный блок управления двигателем крепится в тюнингованном салоне Газели. Скорее всего, придется помудрить с патрубками радиатора, но здесь каких-либо серьезных доработок не потребуется.

При желании можно поставить инжекторный мотор ЗМЗ 4062 от «Волги» или ЗМЗ 405 – эти двигатели между собой в основном отличаются рабочим объемом. Поршни всех 406-ых моторов имеют стандартный диаметр 92 мм, у 405-ого ДВС он равен 95,5 мм. Кстати, существует и модель ЗМЗ 409, у него такой же диаметр поршня, что и у 405-ого.

С 2008 год двигатель ЗМЗ 406 больше не устанавливается на автомобили, но в запчастях он будет, скорее всего, еще долго. Новый силовой агрегат 406 первой комплектности стоит в среднем от 115 до 125 тыс. рублей, и это недешево. Но все познается в сравнении – стоимость американского дизеля «Камминз» в несколько раз выше – 620-640 тыс. руб., за такие деньги можно купить не одну подержанную «Газель».

Сейчас много двигателей ЗМЗ 406 продается по объявлениям, б/у мотор можно купить совсем недорого. Продают «движки» частники и авторазборки, можно приобрести силовой агрегат даже с какой-то гарантией (например, на разборе) от 20 до 35 тыс. руб.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
M-polo
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: